Досуг

Почему нам понравилась «Женитьба Фигаро» русского театра в Лондоне

23.01.2017Катя Никитина

Один из приятных бонусов театра «Хамелеон» — возможность встретиться после спектакля с его актерами. Они выходят в фойе, радостные и возбужденные, принимают поздравления от зрителей и друзей и с пионерской честностью рассказывают, что было не так. Редкий спектакль, оказывается, обходится без накладок — то где-то кто-то не там вступил, то поставили не ту музыку. И это удивительно, потому что со стороны ничего такого не заметно. Напротив, удивляешься тому, как можно за достаточно короткий срок, почти без денег, подготовить шоу, на которое 800 человек полностью выкупают билеты и расписываются после этого на фейсбуке в своих восторгах.

Мы уже писали про театр «Хамелеон». Это небольшое, но профессиональное объединение русскоязычных актеров в Лондоне. Они работают не по принципу репертуарных российских театров (когда есть здание, штат актеров, куча спектаклей, многие из которых идут годами), а используют западный проектный подход. Выбирают спектакль, формируют под него труппу, ищут помещение, залы для репетиций, занимаются продвижением — все для того, чтобы отыграть спектакль в течение нескольких вечеров и приступить к следующей постановке.

Первым опытом «Хамелеона» был спектакль «Любовь в футляре» по коротким рассказам Чехова. Постановка тогда настолько понравилась публике, что ее повторяли через два месяца — и на премьерные спектакли, и на повторные билеты были полностью распроданы. Поразительной тогда показалось легкость — как самого материала, так и его подачи. Режиссер Дмитрий Турчанинов нашел простые решения для передачи чеховской иронии и его затаенной грусти, а актеры очень свежо и непафосно перенесли их на сцену. После успеха «Любви в футляре» театр решил остаться верным классическим именам и классическим постановкам, и следующим его выбором стала «Женитьба Фигаро» Бомарше.

В этот раз за постановку отвечали сразу два человека: режиссер-постановщик Алеся Маньковская (она же исполнила роль графини) и режиссер Константин Каменский. Влада Лемешевская, актриса и продюсер театра, исполнила одну из главных ролей — Сюзанны. Костяк актеров остался тот же, что и в прежнем спектакле: Вадим Богданов (Фигаро), Олег Хилл (граф Альмавива), Ирина Кара (Марселина), Олег Сидорчик (Бартоло, врач), Мария Блатштейн (Бридуазон, судья). В старый ансамбль замечательно влились Никита Заболотный (Керубино) и Эймас Минкелис (Антонио).

Каждый из членов небольшой команды — профессионал в театральном деле, многие — с опытом работы в крупных проектах и известных театрах. Каменский — выпускник ГИТИСа и лондонской театральной магистратуры, Богданов окончил Санкт-Петербургскую Академию Театрального искусства и несколько лет проработал в Самарском драматическом театре. Сидорчик — исполнитель главных ролей в известных белорусских театрах, участник шекспировского фестиваля Globe to Globe. Ирина Кара — выпускница ВГИКа, участвовавшая во многих международных проектах. Неудивительно, что зал получилось завести очень быстро. Некоторая настороженность, связанная с темнотой сцены и минималистичными декорациями, сменилась громким смехом и аплодисментами в конце особенно удачных реплик. Зрители очень полюбили графиню Розину. В исполнении выпускницы ГИТИСа, бывшей актрисы театров Стаса Намина и Et-Cetera Алеси Маньковской, ее взбалмошный персонаж стал родным для всех девушек в зале: в нем и скука, и томление, и поразительная активность, как только речь заходит о любовных делах. Графиня Розина получилась одновременно высокомерной и трогательной, эгоистичной и доброй, и очень-очень смешной.

Несмотря на классический выбор пьесы, не все показанное на сцене было разыграно по букве Бомарше. Режиссеры и актеры позволяли себе много импровизаций: Фигаро отжимался на сцене, чтобы соблазнить свою же невесту (ох, это было эффектно!); садовник смущенно подкатывал к неприступной с виду судье; паж Керубино устраивал чудеса с мгновенным переодеванием (одним взмахом «брюки превращались» в элегантные, если можно так сказать, шорты) — в общем, любовный жар на сцене разгорался еще сильнее, чем у Бомарше. При этом — и за это отдельное спасибо как режиссерам, так и актером — не было ни шуток ниже пояса, ни вообще какой-либо пошлости в любом ее проявлении. Было очень весело и снова — очень легко.

Отыграв «Женитьбу Фигаро», театр «Хамелеон» начинает готовить спектакль-притчу «Маленький принц». В нем будет меньше задействованных актеров, а режиссером выступит Овлякули Ходжакули из Туркмении. Кажется, это будет не похоже на то, что мы уже видели, а значит, ждать новой постановки еще интереснее.

Фото: Марина Фимушина

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: