Полезно

«Разрыв в пределах статистической погрешности». Что происходит у французов накануне выборов президента

20.04.2017Наталья Завалко

23 апреля во Франции пройдет первый тур президентских выборов. 7 мая — второй. Живущая в Париже журналист Наталья Завалко рассказала, о чем думают накануне выборов парижане и за кого собираются голосовать. Пять основных кандидатов — пять предвыборных кампаний — и сотни аргументов за и против. Кто станет следующим президентом Франции, не знает никто. 

За неделю до выборов очередного президента Франции большая компания в богемном 16-ом округе Парижа отмечает Пасху. Чинный обед незаметно переходит в шумную вечеринку. Все пьют шампанское, слушают музыку и бурно обсуждают политику. Из окон квартиры видны серые покатые крыши и мерцающая огнями Эйфелева башня. Шестнадцатый округ для парижан — это своеобразный код. Если ты живешь в 16-м, значит, ты буржуазия. И скорее всего, голосуешь за правых, а то и за ультра-правых. В этом году это Франсуа Фийон и Марин Ле Пен.

«Если выиграет Ле Пен, я точно уеду из Франции», — говорит хозяин квартиры. Марку-Антуану 37 лет, он коренной парижанин и digital-директор международной коммуникационной группы. Такого радикального мнения придерживается не он один. Фраза «если выиграет Ле Пен, я уеду из Франции» стала настоящей мантрой для прогрессивной молодежи и «креативного класса».

Марин Ле Пен – лидер ультра-правой партии Национальный Фронт. Она прославилась националистской риторикой и программой, направленной на сдерживание иммиграции. На прошлых президенстких выборах в 2012 году единственная женщина-кандидат, всерьез настроенная «против приезжих», набрала 17,9%. По последним «замерам» общественного мнения, накануне выборов 2017 она завоевала симпатии еще большего количества людей и серьезно приблизилась к тому, чтобы, как минимум, пройти во второй тур выборов, а то и вовсе оказаться в президентском кресле.

***
Друг и коллега Марка-Антуана, Эрик (ему 30), тоже кивает головой. Он недавно вернулся из кругосветного путешествия, наблюдал разную жизнь в разных странах. Всем своим видом он излучает приятие и толерантность. Возможная перспектива насаждения национализма под лозунгом: «Приведем Францию в порядок!» — его совсем не радует.

«Те, кто поддерживают Ле Пен, они людей с темной кожей в реальности-то видели вообще? – вступает в дискуссию Реми, 45 лет, художник и создатель комиксов, — Нет, ну серьезно. Они сидят по маленьким французским деревенькам, все такие из себя французы-французы, смотрят телевизор, там им показывают какие-нибудь ужастики, и они начинают охать и ахать – верните нам Францию. Крупные города никогда не будут голосовать за Ле Пен. Я сам француз и считаю, что национализм — абсурд в наши дни». 

«А ты за кого?» – Спрашивают Реми друзья. — «За Макрона».

france-election

Эммануэль Макрон – пока что главный претендент на победу на этих выборах. Лидер центристской партии «Вперёд!», по последним прогнозам, действительно впереди всех. Бывший инвестиционный банкир, сорокалетний красавец, успевший поработать министром экономики, промышленности и цифровых дел с 2014 по 2016 год, всерьез нравится французам. «Эммауэль Макрон завершил свою предвыборную кампанию на гребне волны. Он пообещал взять всё лучшее от левых, всё лучшее от правых, и наконец, всё лучшее от центристов!» – сообщает газета Le Monde. Главное достижение Макрона, когда он был у власти в качестве министра — это принятие «закона для экономического роста, активности и равенства шансов», который предусматривает либерализацию отдельных секторов экономики. Благодаря ему магазины теперь работают по воскресеньям, а в сфере городского транспорта появилась конкуренция. Приняв решение баллотироваться в президенты, Эммануэль Макрон опубликовал свою программу в книге «Революция», которая стала во Франции бестселлером.

***
Рю Фабур Сен-Дени — одна из самых ярких и громких улиц Парижа. Днем и ночью здесь кипит жизнь. Тут не принято обращать внимание на цвет кожи и разрез глаз. Полно лавочек, магазинов, кебабных, баров и закусочных всех сортов и фасонов. 

Ноэль, 25 лет, улыбчивая темнокожая девушка из Камеруна, уже полгода ищет работу: «Я хочу работать социальным работником. Но везде нужен опыт. А где я его возьму, если на работу меня не берут? Главное не терять надежду. Без надежды совсем тяжело»… На вопрос о предстоящих выборах Ноэль вскидывает брови: «Что я думаю о выборах? Да я вообще о них не думаю. Ну, то есть, конечно, читала немного программы и все такое, но толку-то. Макрон мне нравится своей смелостью, но не программой. Но я люблю дерзких, так что Макрон мне нравится. А так, все мои надежды были на социалиста Амона, но он сдулся в процессе. И вообще – я иностранка, голосовать мне нельзя». — «А что твои друзья? Семья?» Ноэль добродушно смеется: «Камерунцы любят высказаться по любому поводу, даже когда ни черта не смыслят в каком-то вопросе. Но со своими мы вообще никогда не обсуждаем политику».

france-election

Социалист Бенуа Амон из одной партии с сегодняшним президентом Франсуа Олландом. Амон выступает за легализацию марихуаны, увеличение инвестиций в возобновляемую энергетику, а главное, он хочет внедрить «безусловный базовый доход», то есть ежемесячные выплаты государством всем французам, в независимости от их заработков. Будут ли предложения Амона поддержаны с энтузиазмом, покажут выборы. Пока он на 4-м месте по популярности.   

***
Алла, 36 лет, — финансовый контролер в международной юридической компании. Она из России, но до переезда в Париж много лет прожила в Лондоне. В перерыве на курсах французского она делится наболевшим: «Нас ситуация с выборами очень волнует, особенно моего мужа (Александр, 34 года, русский француз, банкир). Наверное, еще потому, что мы можем голосовать, а многие не могут, у нас ведь гражданство. Мы будем голосовать за Фийона, потому что мы поддерживаем его экономическую программу для Франции. И считаем, что Олланд его просто убрать со сцены хочет, как сильного кандидата, поэтому натравил на него медиа и судебную систему. Все это напоминает Россию, где уголовные дела шьются неугодным. Муж мой даже два раза ходил на митинги Франсуа Фийона, чтобы выразить ему свою поддержку. Если Фийон не пройдет во второй тур, то будем, наверное, выбирать из двух зол меньшее, то есть скорее всего, Макрона. Вообще у нас вся семья будет голосовать , даже свёкры».

Демонстрация в поддержку Фийона, 5 марта

Демонстрация в поддержку Фийона, 5 марта

Франсуа Фийон — представитель республиканской партии и главный оплот надежд французской буржуазии, а также многих из тех, кто устал от социалистической партии за последние 5 лет правления Олланда.  Фийону приписывали самые большие шансы на победу до того, как будучи большим поборником «традиционных семейных ценностей», он оказался замешан в серьезном скандале, связанным с женой и детьми. Медиа обвинили Фийона в том, что члены его семьи получали внушительную зарплату, находясь на фиктивных должностях депутатских помощников. Несмотря на судебное разбирательство, Фийон не покинул предвыборную гонку и назвал случившееся политическим давлением.


***
На парижском салоне рисунка во Дворце Броньяр удается поговорить с художником и фотографом Александром и писателем Владиславом. Обоим за 60, они из России и во Франции живут очень давно.

«Я не очень слежу за всем этим, но Меланшону доверил бы», — говорит Александр о выборах.

Владислав соглашается с другом: «Меланшон — единственный кандидат, у  которого есть видение будущего Франции, и единственный кандидат, программа которого направлена не на разделение французов по разным признакам, а на объединение и солидарность. Кроме того, он наголову умнее и образованнее других претендентов в президентство».

Жан-Люк Меланшон — 65-летний журналист и политик со стажем. Представитель крайне левого движения «Непокорённая Франция», он уже баллотировался на прошлых президенстких выборах, где набрал 11,1% и занял 4-ое место. Меланшон считает, что Франция должна выйти из ЕС и НАТО и пересмотреть свое государственное устройство и конституцию. Он продвигает идею 32-часовой рабочей недели, повышения минимальной заработной платы и понижения пенсионного возраста до 60 лет. Крайне удачно выступив на предвыборных телевизионных дебатах, Меланшон показался многим самым убедительным из пяти кандидатов.

***
Анна — корреспондент русскоязычной редакции радио RFI в Париже. За французской политикой она следит профессионально. «Это самая необычная предвыборная кампания во Франции за последние десятилетия, — говорит она. — Здесь сошлось сразу несколько важных параметров, отличающих её от всех предыдущих: это и отказ Олланда идти на второй срок (в истории французской V Республики такое происходит впервые, чтобы действующий президент не стал выдвигаться во второй раз), и невиданный рост популистов, как крайне правой Марин Ле Пен, так и крайне левого Жан-Люка Меланшона, и общая тональность этой кампании, омраченной скандалами и судебными делами в отношении сразу двух кандидатов — Франсуа Фийона и Марин Ле Пен.

Действующая двухпартийная система фактически развалилась по ходу кампании: во второй тур имеют все шансы выйти Эмманюэль Макрон, Марин Ле Пен или Жан-Люк Меланшон. Все они называют себя «антистемными кандидатами». А традиционные правые и левые, в особенности кандидат-социалист Бенуа Амон, оказались аутсайдерами гонки. Все решается сейчас, в последние дни кампании. Разрыв между четырьмя главными кандидатами: Макроном, Ле Пен, Фийоном и Меланшоном — в пределах статистической погрешности. Никто не может предсказать, кто из них окажется во втором туре. Треть французов, по опросами, ещё не знают, за кого они будут голосовать. Очевидно, что мы стоим на пороге перемен, но какими они будут, предугадать невозможно. Меланшон, например, обещает провозгласить VI Республику, а Ле Пен — закрыть границы. В какой Франции мы проснемся утром 8 мая, не знает никто».

Фото: Наталья Завалко

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: