Люди

Конец пенсии: какими будут зрелые годы тех, кому сегодня 30

21.07.2017Александра Шевелева

pens

Александр Жаворонков, директор Biogerontology research foundation, автор книги “The ageless generation: how advances in biomedicine will transform the global economy”:

Люди, которым сейчас 25–30 лет, не должны готовиться к пенсии вообще. Мы не будем “жить на пенсию”, потому что сама концепция пенсии будет устранена. Молодым людям следует встать на путь самосовершенствования и самообразования, быть готовыми к долгосрочной карьере, к возможной смене профессии. Это касается и тех, кому сейчас 50–60 лет.

Даже если вы частично потеряете физиологическую функциональность, вы все равно сможете продолжать работать фрилансером, предлагать контент или сервисы людям в разных странах мира. На Западе продолжительность жизни выше, поэтому люди старше 60 продолжают активно учиться онлайн.

Не стоит ориентироваться на то, сколько жили старшие поколения: эти цифры сильно изменятся. Грядущие открытия в биомедицине, над которыми мы сейчас работаем, позволят людям жить дольше и чувствовать себя лучше. То, что происходит сейчас в биомедицине и искусственном интеллекте, можно сравнить с изменениями в обществе, которые мы наблюдаем в связи с бурным развитием интернета.

Мы сможем работать до самой смерти, и сам уход из жизни будет отсрочен, хотя точные цифры назвать пока что нельзя. В этом случае работает теория невозврата: если мы преодолеваем определенный порог биомедицинских открытий, то чем дольше мы живем, тем дольше мы сможем жить. Биомедицинские прорывы будут опережать те повреждения, которые мы накапливаем с возрастом. Продолжительность жизни точно превысит 100 лет. Уже сейчас в развитых странах ожидаемая продолжительность жизни ребенка значительно больше 100 лет, и это еще без учета прорывов в науке и медицине, которые произошли за последние 20 лет.

Игорь Гавар, фотограф, основатель модельного агентства для пожилых людей “Oldushka”:

Конечно, медицина идет вперед, и физическое состояние людей поддерживается все лучше, но медицина будет дорожать, и все будет упираться в деньги, а деньги – труднопрогнозируемая величина. С одной стороны, открывается немало возможностей для продления жизни и здоровья, а с другой — эти возможности становятся все дороже.

Люди моего поколения стремятся быть независимыми, открыть свое дело, чтобы над ними не было руководства. Работа в таких сферах позволяет много путешествовать, и, если не случится мирового кризиса и не закроют границы, то, скорее всего, на пенсии мы продолжим колесить по свету. Быть фрилансером вполне реально. Уже сейчас это популярный образ жизни, полагаю, он останется актуальным.

Места жительства особо не изменятся: никуда не денутся квартиры и съемные комнаты. Если у человека будут деньги на то, чтобы находиться в доме престарелых, возможно, он будет жить там. Ну и туда попадают по ряду причин. Мне кажется, что люди моего поколения особенно не рассчитывают на пенсию. Что произойдет с пенсиями в будущем, я не знаю, но мои сверстники полагаются на свой заработок и накопления. Многие вкладывают деньги в недвижимость, потому что это максимально стабильная валюта.

Мария Троян, архитектор, преподаватель МАрхИ, автор концепции резиденций для пожилых людей:

Я занимаюсь «Новой концепцией старения», которая заключается в том, что подготовка к старости и ее восприятие со стороны общества меняется, и пожилых людей начинают воспринимать не как обузу, а как полноценных членов общества. Согласно этой концепции, пенсионеры — активные люди, которые ведут преимущественно городской образ жизни. В Копенгагене, например, уже сегодня заметно большее количество пожилых на улицах. Так, вечером в ресторане три из четырех столиков будут заняты парами пенсионного возраста.

Все прогнозы, которые мне известны, строятся на срок до 2050 года. Пенсионер 2050 года — это активный человек, который использует новейшие медицинские технологии и огромное количество гаджетов, которые позволят ему оставаться в мейнстриме. Определенные медицинские заболевания у них, конечно, будут: проблемы с памятью, с опорно-двигательным аппаратом.

Будут внедряться новые технологии и профессии. Пожилым людям придется работать дольше, пенсионный возраст заметно отодвинется, поэтому будущие пенсионеры предпочтут городской образ жизни, чтобы быть ближе к месту своей работы, привычному окружению и продолжать пользоваться сферой услуг. Это поколение, которое предпочтет активную старость и городскую жизнь, называют “young old”.

Уже сейчас в Америке есть дома престарелых недалеко от торговых центров и апартаменты для пожилых. Если же человек находится в бессознательном состоянии, он окажется в доме престарелых, потому что одна из страшнейших угроз, которая нас ждет, — это болезнь Альцгеймера, которая будет весьма распространена. Мы должны готовиться к этому периоду, и с 45–50 лет выбирать такое жилье, в котором будем комфортно жить в старости.

К 2050 году большинство населения будут составлять женщины. Скорее всего, половина пожилых людей будут одиноки, потому что они либо заведут семью поздно, либо не заведут ее вовсе. Для пенсионеров важна постоянная визуальная связь: пока бабушка варит суп, она следит за дедушкой, который сидит на диване, что должно сказываться на открытости и «перетекаемости» планировки квартиры. Обязательны балконы: если состояние здоровья не позволяет выходить на улицу каждый день, в таком случае балкон становится местом для общения с соседями и проведения досуга. Квартиры будущего будут отличаться гибкой планировкой, которая будет меняться вместе с жильцами.

Жилые комплексы для пожилых будут не отдельно стоящими зданиями, где уныло шаркают бабушки по коридорам, а современными комплексами, которые интегрируются в другие типы жилых комплексов и будут расположены на первом этаже, поближе к грядкам. Или соединятся с детскими садами и клубами, где пенсионеры смогут заниматься детьми, или же интегрируются в студенческие общежития, где старшее поколение будет работать в качестве консультантов. Необходимость в общении может решаться на уровне общественных пространств в самом многоквартирном доме. Уже сейчас в Барселоне, например, есть дома с общим залом, террасой или кухней, которые принадлежат всем в доме.

Продолжительность жизни напрямую зависит от того, с кем вы общаетесь: подмечено, что у учителей продолжительность жизни выше из-за постоянного общения с детьми.

Пенсионеры будут мобильными, активными, путешествующими. Куда бы они ни отправились, соответствующая инфраструктура будет для них оборудована (как сейчас это делают для молодых мам). Навыки вождения в старости будут уже не нужны: скорее всего, уже будут созданы самоуправляемые электромобили со встроенными навигаторами.

Статья опубликована в журнале Russian Gap №9 (весна 2017). Фото: pixabay.com

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: