Карьера

Медуза и Камчатка. Как провести отпуск так, чтобы запустить себя в космос

24.08.2017Катя Никитина

Случилось так, что в этом августе сразу два человека из команды ZIMA провели свой отпуск в Прибалтике. Журналист Анна Чернова — в Риге. Главный редактор Катя Никитина — на острове Сааремаа в Эстонии. Мы про это, конечно бы, не писали, если бы этот отпуск не был настолько близок к тому, чем мы занимаемся каждый день в редакции. В Риге Аня училась делать онлайн-медиа в «Ферме» Медузы. А Катя, прошедшая ту же школу «Медузы» год назад, в этом году попала в лагерь «Камчатка», где куча взрослых людей ежедневно что-то ставили и снимали, прокачивая креативный потенциал.

«Ферма» Медузы

Текст: Анна Чернова
Фото: Елена Трускова

«Нам повезло: никто из нас не учился на журфаке. Поэтому будет очень мало теории и очень много практики», — честно предупредил главред Медузы Иван Колпаков на самой первой лекции «Фермы». На нее приехали 38 журналистов из разных стран. 

Хотя «журналисты» — обозначение условное. Почти каждый второй, представляясь, оговаривался: «Я не совсем журналист». И это можно было, видимо, считать одним из трендов современного рынка медиа — быть просто медиа уже недостаточно (или просто сложно). У ребят из питерской «Команды 29», приехавших с нами в Ригу, журналистика граничит с правозащитной деятельностью. Основатель социального проекта «Климовск Онлайн» – по совместительству депутат Подольска, а один журналист из Киева планирует открывать портал, который даст доступ к лучшим образовательным практикам всего мира. Были также ребята из алтайского новостного портала Altapress, «Делового Петербурга», украинского издания «Новое Время», татарского портала о культурной жизни Казани «Инде», московских the Village и Wonderzine. Еще с нами на курсе училась девушка, пишущая новости на сайт ФБК, и русскоговорящий голландец, работающий на телеканале RTL News и мечтающий стать иностранным корреспондентом в России.

О том, что открыт конкурс на «Ферму 2017», я узнала от главного редактора ZIMA, выпускницы первого набора «Фермы», и сразу решила подавать заявку, хотя даже не особенно надеялась на удачу. Несмотря на разнообразие лиц и широту географии, «Ферма» — не для всех. Туда не берут людей как вообще без опыта, так и совсем опытных профессионалов. Конкурс был 10 человек на место. Чтобы попасть на обучение, нужно было ответить на несколько вопросов, которые, как потом оказалось, не имеют однозначных ответов. Во время школы мы снова к ним возвращались в рамках этических дебатов. Например, был такой вопрос: что делать, если герой просит снять интервью с публикации (хотя изначально давал согласие), потому что оно угрожает его безопасности? Максимально общий “правильный” ответ: в каждой ситуации журналист принимает решение в зависимости от всех ему известных обстоятельств.

Стоимость обучения (40 тысяч рублей) включала в себя проживание в хостеле с другими участниками «Фермы» и перекусы между лекциями. Позже из разговоров с однокурсниками я узнала, что у многих перспектива жить по десять человек в комнате вызывала сомнения: мы, мол, уже не подходим для детского лагеря, а вдруг будут конфликты и неудобства? Но проживание в хостеле не было обязательным условием, кто-то снял в гостиницах отдельные номера. Меня хостел не смущал, я воспринимала это как важную часть погружения в журналистскую среду. В итоге он стал для нас местом, где мы по вечерам выполняли групповые задания, готовились к лекциям или просто сидели на веранде и пели любимые песни под гитару. 

«Программа интенсивная, отдохнуть точно не получится», — написала перед поездкой наш куратор Анна Будзяк, заставив меня вынуть купальник из чемодана. Обучение было действительно очень насыщенным. В течение недели с 9 утра до 7 вечера сотрудники Медузы рассказывали обо всех аспектах создания медиа: от написания новостей и репортажей до особенностей разработки сайтов и игр.

Основатель Медузы Галина Тимченко открыла школу лекцией о том, что такое медиа в 2017 году, а дальше подробно разобрала с нами сайты наших изданий и рассказала про мировые медиа-тренды. Главный редактор Иван Колпаков вместе с редактором отдела быстрого реагирования Андреем Козенко раскритиковали наши тексты, жестко и честно указав на ошибки. Были отдельные блоки про создание качественных видео от Лики Кремер и Леонида Марантиди, а также по записи подкастов — их провели Алексей Пономарев и Павел Борисов. Самыми полезными для меня лично стали лекции о том, как писать хорошие репортажи и избегать типичных логических ошибок. «Ошибаются все» — так начал свою лекцию главный фактчекер Денис Дмитриев и рассказал о том, что нужно делать, чтобы свести количество ошибок к минимуму. В голове выстроился понятный чеклист: проверить все числа, фамилии, названия в тексте, отметить все потенциально проблемные места и не оставлять недосказанностей.

Александр Борзенко, Александр Горбачев, Иван Колпаков (Медуза)

Точность, непредвзятость и соблюдение журналистской этики – эти слова звучат даже немного наивно в контексте современного мира, но именно эти ценности объединяют журналистов Медузы, и они стали сквозной линией во всех обсуждениях. 

О чем еще нам говорили? Например, о том, что очень важно выбрать правильную интонацию в общении с читателем – говорить с ним на равных, на простом и понятном языке без заискиваний и без ощущения, что мы все знаем лучше всех. Гораздо чаще именно читатели по-настоящему глубоко разбираются в определенной области, а журналист по определению не может быть экспертом во всем, о чем пишет. Поэтому очень важно наладить обратную связь с аудиторией – тогда можно будет не только оперативно исправлять неточности и ошибки, без которых никто не обходится, но и привлекать читателей в качестве экспертов при разработке новой сложной темы. «Мы работаем для читателей», — не раз повторяли нам в школе, и было видно, что это действительно так.

Андрей Козенко, Медуза

Главный принцип «Фермы» заключался в том, что нас не столько учили, сколько делились собственным опытом: вот как это работает у нас, и вот почему мы считаем, что так правильно. А каждый уже мог взять из этого опыта то, что ему понравится и пригодится. Очень быстро стало понятно, что не боги горшки обжигают. Журналисты открыто говорили о трудностях в своей работе, и о том, как они с ними справлялись, и это помогло с первых дней выстроить то самое общение на равных, а не свысока, между студентами и сотрудниками Медузы.

Было видно, что к каждой лекции преподаватели готовились основательно. Все слайды были хорошо сверстаны, было много заготовленных примеров и реальных историй, шуток и мемов. Издатель Медузы Илья Красильщик рассказал, что это отличная возможность и для них тоже: структурировать свою работу, описать процессы, четко определить стандарты. 

Еще один принцип обучения «Фермы» – это ориентированность на практику. На занятиях мы много работали в командах, придумывали новые форматы подачи новостей, дискутировали, защищали свою точку зрения в дебатах, учились быстро выискивать ошибки в тексте и готовили разборы сложных понятий. Как мы узнали в самый первый день, это и есть один из главных секретов Медузы: в основе лежит сквозная коммуникация всех отделов и редакции. Все обсуждают все со всеми. Так, на летучке обязательно должны присутствовать дизайнеры и айтишники, чтобы легче было принять совместное решение о том, как технически воплотить в жизнь задумку редакции.

За неделю мы посмотрели и обсудили два документальных фильма, сходили на экскурсию по Риге и на встречу с рижским депутатом в Городской Думе, а в последний день съездили в Юрмалу. И это тоже откликалось принципам работы рижской редакции – «информировать, развлекая».

«Вы сюда не учиться приехали все-таки, а гулять по Риге и пить вино на берегу реки Даугавы», — пошутил Иван Колпаков и был в чем-то прав. Учеба, совмещенная с весельем, шла гораздо продуктивнее. Как и обещал главред, на Ферме было мало теории, почти всегда — практика. И похоже, что не учившиеся на журфаке сотрудники Медузы сами стали факультетом журналистики для уже почти сотни людей за те два года, что проводится «Ферма».

«Камчатка» Бахтина

Текст: Катя Никитина
Фото: Анисия Кузьмина

Это, конечно, странная история. Вот тебе 30 с чем-то лет, и ты едешь черт знает куда в Эстонии в свой единственный отпуск, чтобы делать там непонятно что. Причем за деньги, на которые можно было пятизведочно отдыхать в Испании. Но только ты не в Испании, а на острове Сааремаа, и живешь в палатке. Ночью потеешь в спальнике, утром мерзнешь в очереди в душ, а потом мчишься на завтрак, пока не разобрали весь сыр, который ты за много дней привыкла класть поверх черного хлеба с маслом.

Десятый день подряд ты не спишь. Нельзя назвать полноценным сном три часа в сутки, которые остаются после ночных показов, фестивалей, песен и алкопосиделок с такими же сумасшедшими. Сумасшедших — 50 человек. И они тоже сюда зачем-то приехали. Им от 20 до 50, у них работы, бизнесы, учеба в престижных вузах. Вместо того, чтобы как обычно спасать мир и заниматься чем-то полезным, они весь день склеивают мультфильмы и бубнят под нос шекспировские монологи. А еще танцуют на пляже, фотографируются в аквариумах и делают музыку из больших надувных палок. В общем, они действительно не такие. И именно потому с ними так хорошо.
 

Лагерь «Камчатка» вообще-то детский. Проект существует восьмой год, а придумал его Филипп Бахтин (любимый нашим поколением за журнал «Эсквайр»). В детских сменах, по словам Филиппа, все прекрасно, кроме самих детей. Ну, в смысле, это, конечно шутка. Дети прекрасны тоже, но за ними нужно следить, а со взрослыми можно расслабиться и провести идеальную смену: заниматься всякой творческой фигней, не спать ночами и вставлять крепкие слова в названия конкурсов.

Один из вечеров взрослой «Камчатки» выглядел, например, так. На ужин все пришли жутко сосредоточенные — каждый вживался в роль, которую предстояло играть на сцене. Это был вечер Шекспира. Нужно было выбрать любой монолог, заново придумать герою историю и разыграть ее — без помощи других людей и аккомпанемента. Казалось, лагерь массово сошел с ума. Десятки человек ходили по предзакатному пляжу, махали руками и разговаривали сами с собой, пытаясь доучить свой текст. Потом друг друга слушали — в космическом шатре на берегу, переживая за друзей и их успехи. В полночь — финальный монолог, неожиданно на английском. А дальше — нет, не спать. Все собрались на марафон «самых х.евых песен», где ставили через youtube треки региональных рэперов. Выиграл продакт-дизайнер Яндекса, заставивший нас теперь жить со строчками «Танцуй и повинуйся». Ближе к трем утра — костер, море и разговоры уже о личном, потом — попытки пойти спать, но безуспешные, так как на пути к палаткам встают беседки, в которых разговоры еще не кончились. В шесть утра, под звуки дождя и ветра, наконец вырубаешься. А в 10 слышишь новое задание: сегодня мы снимаем фильмы из трех частей и вечером отправляемся на маяк, где будем их все показывать.

Происходило много чего еще. И целый музыкальный фестиваль, и абсолютно крышесносные мультфильмы, которые люди без всякого опыта делали за один день. Еще — документальное кино, перфомансы по книгам, аудиоспектакли. Много было совершенно дурацкого, погода бесила свой изменчивостью, что-то не получалось. Зато каждый вечер получались закаты, разливавшиеся огромным огненным пятном по небу. А в последнюю ночь получилось такое яркое и такое звездное небо, что было видно млечный путь и падающие звезды. Восторг от них не смогла перебить даже юная Пугачева, внезапно зазвучавшая в заброшенной избушке, превращенной по случаю финальной вечеринки в коктейль-бар.

Филипп Бахтин

И самое странное, что спустя много дней история не заканчивается. Телефон почти ежеминутно вздрагивает от сообщений, в которых продолжают сыпаться фотографии, видео и виртуальные объятия от соучастников. На работе лезут в голову мысли: а не начать ли нам фигачить мультики вместо статей. А вчера ночью мы наконец доделали мини-сайт, который совсем немного, но должен передавать, как мы там были, что делали и что успели про себя почувствовать и понять.

Если вы не были в «Камчатке», то загляните на этот сайт. Там правда собрались достаточно забавные видео и картинки. Главное, чем они хороши, — на них видно, что совершенно из ничего, без малейшего опыта, буквально «из говна и палок» можно делать что-то очень крутое. Главное — загореться идей и не терять свой энтузиазм.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: