Искусство

Повелитель облаков и радуги Олафур Элиассон: выставка в Tate Modern

10.07.2019Мария Березанская

11 июля открывается самая долгожданная и громкая выставка этого лета – в Tate Modern привезли 40 работ культового современного художника Олафура Элиассона. Видели этой зимой огромные глыбы изо льда, тающие напротив Tate Modern? Это тоже было произведение Элиассона!

Олафур Элиассон перевернул наши представления о том, что может стать объектом музейной экспозиции. Благодаря этому художнику в музейных залах появились самые настоящие радуги, реки, мосты, стены из мха, туман и даже огромное солнце. Его легендарный The Weather Project, прошедший в Лондоне в 2003 году, уже давно стал классикой современного искусства. Что привезли в Лондон на этот раз и чем знаменит художник – в свежем выпуске арт-колонки.

Элиассон и Tate

Tate Modern – не случайно выбран для грандиозной ретроспективы Элиассона. Именно с Tate Modern началась всемирная слава художника. Его инсталляция 2003 года The Weather project была  одной из самых крупных и посещаемых арт-акций в истории современного искусства. За шесть месяцев посмотреть на творение Элиассона пришли больше двух миллионов человек.

В Турбинном зале Tate Modern непрерывно распыляли липкую взвесь из сахара и воды, а под зеркальным потолком светилась желтая полусфера. Впечатление от этого зрелища было немного жутковатое: искусственный желтый свет на фоне индустриального интерьера музея навевал мысли о конце света. Но это не останавливало зрителей, которые непрерывным потоком шли на выставку. Многие проводили под искусственным солнцем много часов, разглядывая свое отражение в зеркальном потолке.

Это была единственная выставка, о которой говорили во всех прогнозах погоды на английском ТВ. Конечно, англичане не упустят шанса поговорить «о погоде», особенно если речь идет о погоде в Tate Modern. Элиассон с юмором обыграл любимую тему жителей Королевства.

Впрочем, смысл его погодного проекта был гораздо глубже, чем едкая шпилька в сторону small talk. Элиассон хотел показать, что погода – это собственно то измерение, которое связывает горожан с миром природы.

В 2012 году Элиассон сделал очередной совместный проект с Tate Modern. На этот раз художник выключил свет в зале с работами сюрреалистов и предложил зрителям посмотреть на искусство с помощью карманных фонариков. Так Элиассон заставил зрителей увидеть старые картины буквально «в новом свете». Кстати, фонарики из этого проекта можно будет увидеть и на нынешней выставке. Они называются «маленькие солнца» и работают от солнечных батареек. Лампочки сделаны в виде маленьких желтых цветочков. Эти цветы называются «мескель» и в Эфиопии считаются символом счастья и благополучия.

«Маленькие солнца» мескель – это часть масштабного социального проекта Олафура Элиассона. Художник наладил поставку  своих фонариков в страны третьего мира, где электричество слишком дорого или просто недоступно для большинства жителей. Вместо того, чтобы получать электроэнергию из вредных для здоровья и окружающей среды бензиновых электрогенераторов, Элиассон предложил использовать свои высокотехнологичные фонарики. Теперь больше 800 000 «маленьких солнц» Элиассона светят в бедных деревушках Китая, на Филиппинах, в Мексике и в Африке.

Еще один социальный проект художника называется Green light. Он возник как реакция на прибытие в Европу миллиона беженцев. Green light – это художественная мастерская, где осуществляется социальная интеграция вновь прибывших.  Беженцы помогают создавать зеленые светильники, слушают лекции об искусстве и делятся своими историями. Поскольку по закону Элиассон не имеет права платить беженцам зарплату, он обеспечивает их едой, языковыми курсами и профессиональной переподготовкой.

Светотень 2.0

Искусство Элиассона трудно загнать в рамки какого-то направления или школы. Его инсталляции поражают воображение и ломают привычные представления о том, каким должно быть искусство. Но, при всей его революционности, темы и инструментами  у художника вполне классические. Элиассон работает с помощью света и пространства. Свет и тень – тема, которая занимала художников в течение многих веков. Но такие эксперименты со светом и пространством, которые ставит Олафур Элиассон, художникам прошлых столетий и не снились.

Фото: Jens Ziehe

Если старые мастера выстраивали светотеневые среды на своих картинах, то Элиассон переместил свои эксперименты в трехмерное пространство, за которым можно не только наблюдать со стороны, но и попадать внутрь. Как это, например, происходит в зеркальном туннеле под названием «Your spiral view». Туннель напоминает огромный калейдоскоп, сквозь который зритель может пройти насквозь. Преломляясь в причудливых изгибах неровной зеркальной поверхности, свет совершенно меняет внутренее пространство туннеля. Блики света, отражения стен и отражения самих посетителей сливаются в единый причудливый узор. Завораживает еще и то, что ты видишь себя в этом пространстве. Ты становишься частью экспозиции. Ты и зритель, и зрелище, и творец одновременно. Как говорит сам Элиассон, половину его произведения составляет зритель. И это действительно так – движение людей внутри инсталляций художника заставляют их изменяться.

Одна из самых зрелищных работ выставки – «Your uncertain shadow». На белой стене танцуют разноцветные тени посетителей, создавая магически притягательное зрелище. Инсталляции Элиассона затягивают в игру с собственной тенью или отражением, они будят в зрителях нарциссические инстинкты, приковывают внимание к самому себе.

Но в то же время работы Олафура Элиассона – это коллективный опыт, переживание себя как части большого сообщества. Порой связь между посетителями становится почти интимной, как это происходит внутри инсталляции “Your blind passenger». Инсталляция представляет из себя узкий коридор, заполненный искусственным туманом и освещенный двумя цветами – желтым и белым. Попадая в густой вязкий туман, в первые секунды ты совершенно теряешь ориентацию в пространстве. Когда глаза привыкают, среди облаков начинают проступать контуры бредущих рядом посетителей. Запредельный опыт, пережитый в туманном туннеле, делает чужих людей ближе друг другу. И вот вы уже заговорщицки обмениваетесь улыбками, как будто знаете друг друга сто лет. Что интересно, у каждого опыт прохождения по тоннелю свой. Созданная Элиассоном цветовая иллюзия у каждого человека работает по-разному: кто-то увидит ярко-желтый и голубой цвета, кто-то фиолетовый и оранжевый.

Photo: Thilo Frank / Studio Olafur Eliasson

Большая часть названий работ Элиассона начинается со слова  «yours». В английском языке это слово одновременно значит и «твое» и «ваше». Так художник показывает двойственность его искусства – оно обращено к нашему личному опыту восприятия и в то же самое время – это еще и восприятие коллективное, совместный опыт постижения искусства.

Пейзаж 2.0

Еще одна «классическая» тема в творчестве Олафура Элиассона – это изображения природы. Когда он только начинал свой путь в искусстве, он активно занимался пейзажной живописью. Но очень скоро его пейзажи превратились во что-то совершенно иное.

Фирменным приемом художника стало воссоздание природных явлений внутри музейного пространства. С помощью современных технологий стало возможным отстроить внутри помещения речку, в которой течет самая настоящая вода. Или поместить в пространстве комнаты туман, радугу, дождь. Одна из самых впечатляющих инсталляций привезенных в Tate, – это стена из мха, вдохновленная природой родной для Элиассона Исландии. Причем, это настоящий живой мох, а не его имитация. Вся комната заполнена свежим лесным запахом – Элиассон заставляет работать не только наше зрение, но и другие органы чувств.

По сути дела он продолжает принципы художников начала ХХ века, которые объявляли произведением искусства бытовые вещи, вырванные из привычного контекста (реди-мейды). В ХХ веке художники уже приносили в музей абсолютно все: от писсуара и сушилки для бутылок (Марсель Дюшан) до живых лошадей (Яннис Кунеллис) и человеческих экскрементов (Пьеро Мандзони). Только вместо лошади или писсуара Элиассон берет стену мха, дождь или радугу. 

Влюбленный в природу, Олафур Элиассон является одним из главных борцов за экологию в современном искусстве. Большинство его проектов имеют не только эстетический или философский, но и социальный месседж. Например, прошедшая этой зимой инсталляция с глыбами льда, которые таяли напротив входа в Tate Modern – это напоминание об угрозе глобального потепления. Команда художника привезла куски льда, выпиленные из ледников в Гренландии. Тающие с каждым днем глыбы были призваны напомнить не только о проходящем времени, но и о том разрушительном воздействии, которое человеческая цивилизация наносит природе. Каждый год планета теряет около 200-300 миллиардов тонн ледников. На выставке можно увидеть фотографии ледников, сделанные с разницей в 20 лет. Контраст между ними разительный.

Ice Watch (2018)

Несомненно, выставка Олафура Элиассона – это целая веха в истории современного искусства. У жителей Лондона появился уникальный шанс увидеть разом разнообразные проекты, созданные художником за последние тридцать лет. Здесь есть и совсем ранние ученические световые проекции на стены, и самая свежая работа 2019 года «In real life», которая собственно и дала название выставке. Обязательно дойдите до Tate Modern – никакие статьи, репортажи и фотографии до конца не передадут ощущения от погружения в мир Олафура Элиассона. Видео и фотография не в силах уловить те эффекты, которые возникают при личном присутствии.

Любите высокое и прекрасное? Мы тоже. Приходите к нам в инстаграм!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: