Досуг

Фильм, после которого хочется делать мир лучше

09.10.2015Дария Конурбаева

В четверг вечером в Science Museum прошел показ фильма Ричарда Викторова «Через тернии к звездам». Картина, вышедшая на экраны Советского Союза 35 лет назад и мгновенно завоевавшая любовь публики, обрела новую жизнь благодаря сыну режиссера Николаю Викторову и Анне Волковой, организовавшей показ.

— Полгода назад мне написала женщина, — рассказал Николай. – Прислала информацию о планирующейся в Лондоне выставке о космосе и спросила, можно ли в рамках приуроченных к ней мероприятий показать «Через тернии к звездам». Я ответил, что, к сожалению, нет, потому что цифровой версии фильма не существует, на что Анна ответила: «А давайте попробуем восстановить из пленки?»

_K5_0022

Анна Волкова и Николай Викторов

Уже после сеанса в интервью Russian Gap Николай признался, что перезапуск картины был его давней мечтой.

— Первую попытку мы предприняли в 2001 году. Тогда хотели сделать новую версию, выпустить фильм с озвучкой Dolby: сейчас, конечно, звучит смешно, но в начале 2000-х это было очень круто. Пришлось переозвучить картину целиком и с течением времени пришло понимание, что это было огромной ошибкой. У отца в картине были потрясающие нюансы, все реплики здорово сыграны с интонационной точки зрения, отлично ложилась музыка. Все это воссоздать было невозможно, в новом варианте звук получился так себе, и до этого года я переживал, что не получилось сделать хорошо. И вот после знакомства с Аней я понял, что есть шанс исправить ошибку.

Дальше события развивались совершенно волшебным образом. В Госфильмофонде нашли оригинал пленки, хотя в 2001 говорили о том, что она не сохранилась. Совершенно случайно обнаружили и аудио-дорожку, причем с уникальным для 1980-х шестиканальным звуком. Благодаря современным технологиям, удалось выжать из «находок» максимум качества – и представить картину на суд лондонской публики.

Выставка «Cosmonauts. Birth of the Space Age», на осмотр которой гостей пригласили до киносеанса, вместе с фильмом сложилась в единый паззл, который заставлял восхищенно вздыхать от величия советской космонавтики и кинематографа. Младший сын Николая Викторова, Тимофей, по итогам вечера признался, что очень горд тем, что русские были в космосе первыми и фильм деда настолько точно предсказал будущее человечества.

_K5_0002

Фильм и правда поражает своей «вневременностью»: совершенно невозможно представить, что 35 лет назад в Советском Союзе можно было так точно предсказать проблемы человечества 21 века. Точнее всего про это высказался старший внук режиссера картины Николай Викторов-младший, продолжающий сейчас режиссерскую династию деда и отца и учащийся во ВГИКе.

— Почему мне больше нравятся «Через тернии к звездам», чем многая другая фантастика про космос? Фильм вроде про инопланетян, но при этом очень «про нас». Как в книге «Марсианские хроники»: ты читаешь книгу о марсианах, но осознаешь количество параллелей с людьми. Есть фильмы, которые могут сделать человека лучше, а есть, которые хуже. Вот, например, Гай Германика делает невероятные картины, которые вызывают дичайший резонанс, но при этом после просмотров некоторых ее фильмов хочется пить водку две недели. А после фильмов Ричарда хочется делать мир лучше.

_K5_9981

Николай Викторов — младший

— Расскажите, каково это было: расти с таким семейным творческим наследием?

— Когда я первый раз смотрел «Через тернии к звездам», мне было года 4. После сцены с инопланетянами-гуманоидами в самом начале выбежал из зала весь в слезах, настолько испугался. Вернулся где-то к середине и испытал еще больший шок: смотрю на экран, вижу свою бабушку, которая играла Надежду Иванову, — и тут ее по сюжету застреливают. Я тогда не понимал разницы между кино и жизнью и чувствовал себя, как люди при просмотре фильма «Прибытие поезда» братьев Люмьер в 1896. Это было самое страшное, что я видел в своем детстве.

3-RICHARD-AND-NADEJDA

Ричард Викторов с женой Надеждой Семенцовой

Сегодня я отношусь к фильму с огромным уважением и очень им горжусь. Даже хотел набить татуировку с темой из «Через тернии к звездам»: либо пейзаж с людьми в противогазах и с граммофонами, либо ребенка с плаката, который держит противогаз. Потом, правда, решил, что это слишком мрачные картинки.

Понимаете, я не застал самого Ричарда, он умер, когда моему отцу было 16, но при этом всю жизнь мы жили в атмосфере его фильмов. Моей любимой игрушкой был шлем Бармалея, дом был частично завален реквизитом. Раньше было ощущение «ну, дед режиссер и режиссер, иногда его кино по телеку показывают, прикольно». И только с возрастом начал понимать, насколько это был тяжелый труд, особенно в 1980-х годах, как сложно найти финансирование, собрать съемочную группу. И до сих пор моя главная, хотя и несбыточная мечта, — пообщаться хотя бы 5 минут с Ричардом, понять, какой он был человек. Кстати, вся квартира отца заполнена книгами великих режиссеров, которые коллекционировал дед. Они очень помогают развиваться в области кино и отчасти заменяют деда: он же работал по этим книгам.

Ричард Викторов на съемках фильма

Ричард Викторов на съемках фильма

Ричард Викторов на съемках фильма

Ричард Викторов на съемках фильма

В дальнейших планах семьи Викторовых создание документального фильма про Ричарда, выпуск «Через тернии к звездам» на DVD и Blue-ray, а также перезапуск еще двух культовых космических картин «Отроки во Вселенной» и «Москва – Кассиопея». Пока, правда, задача осложняется отсутствием негатива второго фильма, но если он найдется, как обнаружился исходник «Через тернии к звездам», то целое поколение, выросшее на фильмах Ричарда Викторова, книгах Кира Булычева и мечте о космосе, получит возможность вновь посмотреть любимые фильмы детства.

_K5_9975

 

_K5_9965

_K5_9969_K5_9972 _K5_9974

_K5_9979 _K5_9980

_K5_9982 _K5_9984 _K5_9985

Текст: Дария Конурбаева

Фото: Дария Конурбаева и из архива семьи Викторовых

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: