Люди

«Мне повезло получить русское музыкальное образование». Бетти Махаринская — о любви к опере и вокальных экспериментах

27.08.2020Юлия Карпова

В первый уикенд сентября в старинной усадьбе XV века, расположенной в графстве Бакингемшир, пройдет барочный фестиваль The Vache. Его организацией занимается команда молодых музыкантов, в числе которых — вокалистка с русскими корнями Бетти Махаринская. Именно ей после локдауна пришла идея поставить легендарную оперу «Дидона и Эней» в необычном месте и устроить настоящий праздник для всех, кто соскучился по театру и живой музыке.

Бетти Махаринская

 

— Бетти, вы помните, с чего начался ваш интерес к классической музыке и академическому вокалу? 

— В детстве я практически не пела. Вместо этого играла на скрипке в Национальном детском оркестре, а позднее — в Юношеском струнном национальном оркестре и занималась на фортепиано. Несмотря на то, что я родилась в Англии, часть моего обучения проходила с русскими педагогами. Поэтому мне повезло получить обширное музыкальное образование, которое включало в себя и сольфеджио, и историю музыки. А вот оперой и пением я всерьез увлеклась после того, как поступила в Оксфордский университет на факультет музыки. Конечно, в детстве мы с родителями посещали оперу, но я знала о ней совсем немного. И только после того, как мне исполнилось 18 лет, я влюбилась в классическую музыку и академический вокал и начала заниматься с педагогом.

— Сейчас вы где-то выступаете?

— Я начала работать сразу после окончания университета, хотя еще год потом училась в консерватории. Сейчас я в основном даю камерные сольные концерты, участвую в некоторых оперных постановках и занимаюсь организацией проектов экспериментальной музыки в необычных пространствах. Еще в Оксфорде я была президентом Студенческого фестиваля искусства: научилась руководить командой, создавать программу. Благодаря этому у меня появилось еще больше интереса к искусству в любом его проявлении. 

Бетти Махаринская

 

— В каких из пространств вам уже удалось побывать?

— С моим близким другом, коллегой и прекрасным пианистом Павлом Тимофеевским мы придумали проект The Philomel Project. В первую очередь нам было очень интересно, как пространство влияет на акустику и восприятие музыки публикой. В итоге нам повезло: мы договорились провести концерт в огромном стеклянном здании The Francis Crick Institute. Из-за конструкции помещения акустика усилилась в разы — было интересно наблюдать за тем, как меняется звук и реакция аудитории. В Лондоне вообще есть огромное количество как камерных, так и симфонических залов, а также множество потрясающих церквей. Это прекрасно, что музыкантам разрешают там проводить концерты. Надеюсь, что мы сможем продолжить проект, когда ситуация с коронавирусом разрешится. 

— Идея провести барочный фестиваль The Vache в старинной усадьбе XV века — это продолжение вашего экспериментального проекта? 

Формально, это два разных проекта, поскольку организацией фестиваля я занимаюсь с другой командой. Но многие друзья музыканты, с которыми мы работали раньше, вызвались меня поддержать. Идея фестиваля возникла у нас во время локдауна: не секрет, что большинство молодых исполнителей полностью потеряли работу из-за коронавируса — практически все оперные выступления были отменены. Кроме того, зрители действительно соскучились по живой музыке. Так что мы просто не могли упустить шанс провести фестиваль в этом удивительном месте — на открытом воздухе в саду старинной усадьбы. 

Бетти Махаринская

 

Расскажите об истории поместья The Vache. 

— Дом был построен очень давно и стал фамильным поместьем семьи Флитвудов. Однако после того как Джорджа Флитвуда признали виновным в смерти короля Карла I, в конце XVII века, усадьбу конфисковали и передали тогдашнему герцогу Йоркскому, будущему королю Якову II. Вообще, его история интересно перекликается с сюжетом оперы, которую мы ставим. Композитора произведения «Дидона и Эней», Генри Перселла, называли «самым великим английским барочным музыкантом». Он был очень близок к королевскому двору. Для пьесы мы полностью воссоздаем стилистику костюмов и декораций эпохи Елизаветы I. И хотя действие будет происходить на специально построенной сцене, одна из стен дома станет живой декорацией к постановке. Также у нас есть запасной вариант на тот случай, если будет плохая погода — проведем спектакль в помещении. Тогда мы попросим гостей приехать в конкретное время и сделаем фестиваль более камерным, но сохраним его уникальность и красоту.

Кстати, сейчас поместье остается в частной собственности или оно открыто для посетителей?

До сих пор The Vache остается частным владением и в обычные дни туда попасть нельзя. Но специально для нашего фестиваля хозяева согласились открыть двери своего дома и прекрасный сад с небольшим озером. А рядом с поместьем есть памятник капитану Джеймсу Куку. Его близкий друг адмирал Хью Паллисер жил в этом доме и после смерти мореплавателя воздвиг памятник в его честь. 

— Вы уже упомянули, что история дома во многом перекликается с сюжетом «Дидоны и Энея» Генри Перселла. Расскажите, почему вы решили поставить для фестиваля именно эту оперу?

— В основе ее либретто — произведение «Энеида» римского поэта Вергилия, рассказывающее легенду о троянском герое Энее, который странствовал по миру десятки лет и основал Римскую империю. Однако в нашей интерпретации это, скорее, спектакль о принцессе Дидоне, роман которой прерывается с Энеем ввиду разных жизненных обстоятельств. В конечном счете девушка совершает самоубийство, причиной которого является не только трагичная история любви, но и душевные терзания от возложенных на нее обязательств.

 

Насколько мне известно, спектакль станет кульминацией фестиваля. А что еще будет ожидать зрителей?

— Да, главный спектакль состоится в 19:15. Но мы приглашаем гостей к 16:00, чтобы у них было время прогуляться по саду и устроить небольшой пикник. Корзину можно привезти с собой или заранее заказать у наших друзей из компании Russian Revels, которые специально для фестиваля разработали авторское меню. Что касается программы, то гостей будет ждать живая музыка — камерные песни и барочная гитара, интересные инсталляции на тему оперы… Всех секретов заранее раскрывать не хочется. Я уверена, что скучать гостям не придется. 

Какую роль в опере исполните вы?

Мне досталась роль Белинды, помощницы принцессы Дидоны. А вот на главную роль мы пригласили потрясающую вокалистку Кэти Брей. И нам очень повезло, что она согласилась. В прошлом году Кэти выиграла приз зрительских симпатий на конкурсе «Исполнитель года» в Кардиффе. Она безумно обаятельная, у нее красивый голос и ее пение однозначно станет жемчужиной спектакля. 

 — Как я понимаю, из-за правительственных ограничений и правил безопасности количество билетов будет строго ограничено?

В первую очередь мы ограничиваем количество билетов, поскольку все-таки хотим создать интимную атмосферу для слушателей, акцентировать их внимание на камерности. Кроме того, музыканты будут петь без микрофонов и усилителей. На мой взгляд, техника негативно влияет на живой звук. Если пропускать музыку через усилители, то она будет похожа на запись MP3. Нам бы хотелось этого избежать. Очень надеюсь, что у нас получится создать правильное настроение и прекрасную обстановку как для гостей, так и для участников фестиваля, которые очень соскучились по живым выступлениям на сцене за период локдауна. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: