Искусство

Мы/они: художница Мария Анненкова – о новой выставке в Лондоне и «жуткой» стороне собак

28.12.2022Анастасия Чугунова

История взаимоотношений между человеком и животными-компаньонами стара как мир. Тем не менее, сегодня еще остается что рассказать об асимметрии этих отношений, выражаемых в том, как мы воспринимаем их, зачастую наделяя качествами, не свойственными миру за пределами человеческой культуры.

Групповая выставка ‘Your Heart to a Dog to Tear’, организованная в конце ноября 2022 года artist-led коллективом PANG! Projects, должна была показать обширный спектр вопросов, касающихся этих отношений. Проект, за отправную точку в котором было решено взять стихотворение Редьярда Киплинга «Сила собаки» (1922), свел воедино 14 художников. Каждый из них рассматривает разные аспекты этих отношений, начиная с многовековой истории и понятия «природного» и заканчивая современным дискурсом о потенциальном создании гибридов между органическим и неорганическим. 

Часть экспозиции выставки была отведена под работы Марии Анненковой – молодой мультидисциплинарной художницы, работающей с живописью, перформансом и цифровыми медиа. В своем творчестве она исследует то, как мы воспринимаем животных и считываем в рамках человеческих параметров взаимодействие между ними. В качестве отправной точки – и в непосредственном согласии с темой выставки – был выбран образ собаки, к которому Маша обратилась под влиянием её собственных отношений с четвероногими, постоянно окружавшими её на протяжении всей жизни. 

При входе в камерное пространство галереи, первое, что привлекает внимание – две крупноформатные картины с изображенными на них играющими питбулями (Pit Bull’s Play, 2022) и корги (Welsh Corgi’s Play, 2022). Хотя собаки изображены в процессе игры, невольно возникает мысль о том, что они скорее находятся в схватке между собой, в случае с питбулями – даже грозящей перейти в кровавый поединок. 

Примечательно, что в своем эссе «Жуткое» (1919) З. Фрейд впервые обращает внимание на двойственность того, что, с одной стороны может быть привычным и предсказуемым, но в то же время внушающим страх и беспокойство. Такой диссонанс происходит, когда мы осознаем, что нечто, некогда бывшее понятным и хорошо знакомым, на самом деле таковым не является. В немецком языке эту двойственность отражает само слово «жуткое» – Das Unheimliche, образованное от корня «heim», означающего «родной», «близкий». 

Та же амбивалентность, в данном случае – в отношении собак, читается и в работах Маши: природное, на которое мы склонны проецировать человеческие качества, на самом деле оказывается радикально иным. То, что может представляться нам как акт агрессии, на самом деле просто является другой формой коммуникации. В своей известной книге «Когда виды встречаются» (2008) исследователь и писательница Донна Харауэй также обращает внимание на эту двойственность. Даже говоря об этимологии латинского названия собак — canis lupus familiaris (с лат. вид: волк; подвид: собака домашняя) — автор подчеркивает, что там, где находится домашнее (familiaris — знакомое, привычное), одновременно скрывается и жуткое. 

В работах Маши эти проблески жуткого как будто невзначай возникают в момент игры между животными. Схваченные в динамике стоп-кадра образы собак привносят ощущение непосредственности происходящего. Возможно решение указать на непохожесть животных в таких хорошо знакомых всем сценах было наиболее верным. Ведь именно в этой домашней повседневности, а не в реалиях мира дикой природы нам проще осознать, что те, кого мы каждый день выгуливаем на поводке и кормим, несмотря на всю близость к нам, являются другими.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: