Комментарии

 «Зима недовольства». Маша Слоним – о том, как сейчас бастуют в Великобритании и как это было раньше

На этой неделе, в разгар новой волны забастовок в Великобритании, были опубликованы официальные данные, согласно которым за один месяц из-за протестов было потеряно рекордное за десять лет количество рабочих дней. Офис Национальной Статистики подсчитал, что в октябре этого года было пропущено 417.000 рабочих смен, а между июнем и октябрем пропало более миллиона рабочих дней в госсекторе. Всего за 2022 год забастовки «съели» 2 млн. рабочих смен.

14.12.2022
Маша Слоним
Маша Слоним

Я отменила поездку в Лондон к любимой подруге на день рождения. Я отменила поездку в Лондон на Christmas party из-за забастовок на железных дорогах. Хорошо, что я никуда не собираюсь лететь, а кто-то ведь настроился, но и их ждет разочарование и длительные ожидания — объявили о забастовках работники погранслужбы. Я надеюсь, что мне не понадобятся услуги Скорой помощи или медсестры, они бастуют в четверг.. Без новогодних и рождественских открыток я обойдусь, но для кого-то важно их получить. Могут не  получить. Почтовые работники тоже выбрали предрождественские дни для забастовок. Я уж не говорю о том, что огромная очередь тех, кто пытается сдать на водительские права, образовавшаяся еще в результате пандемии, увеличилась, благодаря забастовке инструкторов-экзаменаторов! Ах, да, еще ведь кто-то рожать собрался, а акушеры тоже собираются бастовать!

В декабре, кажется, нет ни одного дня, когда кто-нибудь бы не бастовал или не собирался бастовать.

Интересно, что, по сравнению с 1970-80 годами, число членов профсоюзов значительно упало, но забастовок в 2022 стало больше, чем в 80-х.

Великобритания давно знаменита своими забастовками или, как они назывались раньше, «стачками». Самая крупная всеобщая стачка была начата шахтерами в 1926 году, к которым присоединились и другие рабочие. Тогдашний премьер Уинстон Черчилль отказался пойти навстречу их требованиям. В итоге, через 9 дней шахтеры остались в одиночестве, потому что все остальные прекратили забастовку. 

Я застала забастовки 70-х годов, особенно ту, которая получила название «Зима недовольства». Тогда бастовали почти все. Уборщики мусора не убирали мусор, который скапливался на улицах, не ходили поезда, метро. Бастовали в основном бюджетники, у которых зарплаты в реальном исчислении упали из-за инфляции. Тогда правительство возглавляли лейбористы, которые, как сейчас Тори, пытались победить инфляцию и не шли на уступки протестующих. Та волна была самой серьезной и в результате ее было потеряно 29 млн. рабочих дней. 

Весной 1979 года на парламентских выборах победила консервативная партия во главе с Маргарет Тэтчер. Её правительству удалось провести через Парламент новые законы,  которые ограничили власть профсоюзов. Они потеряли свое влияние, их ряды сильно поредели. Нерентабельные шахты были закрыты. 

Из того времени мне больше всего запомнилась забастовка наборщиков газеты «Таймс», которая продолжалась 54 недели — даже дольше, чем забастовка шахтеров! Наборщики газеты отказались печатать знаменитую лондонскую «Таймс» в знак протеста против того, что владелец группы New International Руперт Мэрдок решил модернизировать типографии и ввести новые станки, в результате которых около 90% наборщиков оставались без работы. Компания предлагала компенсацию от 2 до 30.000 фунтов стерлингов тем, кто соглашался уволиться. По тем временам, это были огромные деньги. Однако профсоюз отказался от предложения и в январе 1986 года объявил забастовку. 

Пока наборщики бастовали, Мэрдок тайно построил альтернативную типографию, оснащенную современным оборудованием, а угроза Маргарет Тэтчер, что полиция готова вмешаться, возымела свое действие, хотя не обошлось без жертв. При разгоне пикетов, которые пытались предотвратить вывоз отпечатанных тиражей газеты из новой типографии, были ранены 574 полицейских и произведены 1.500 арестов. Но профсоюзы проиграли, а Маргарет Тэтчер победила. 

В разгар той забастовки группа журналистов выпустила пародийный выпуск газеты «Таймс», полный цитат из Джейн Остен, Чарльза Диккенса и других английских классиков под видом новостей. Помню, там были очень смешные карикатуры, редакционные статьи и заметки. Например, в разделе: Королевские хроники было такое сообщение: «Букингемский дворец. Королева съела на завтрак яйцо всмятку и читала утреннюю прессу. При событии присутствовал Командор Военно-воздушных сил Ашбрук Пембертонффренч». В заметке о гала-банкете среди присутствующих перечисляются Джейн Остен, Фрэнсис Бэкон и «неизвестный автор Экклезиаст»… Газета называлась Not Yet The Times («Еще не Таймс»), и, как помню, она очень скрасила не слишком приятное время.

Сегодня мы опять оказались перед перспективой «зимы недовольства», но уже без шутливого сопровождения. Причина всё та же: инфляция и экономический кризис, но на этот раз вызванные последствиями пандемии и развязанной Россией войной в Украине, которая привела к повышению цен на энергию. Бюджетники почувствовали, как по мере роста инфляции, их заработные платы скукожились. 

К моменту начала забастовок рост цен достиг 11,1% . Однако, по подсчетам Национального института статистики, повышение заработных плат бюджетникам в соответствии с ростом инфляции, будет стоить стране 18 миллиардов фунтов стерлингов! 

Правительство заявляет, что не может позволить себе таких трат, которые лишь усугубят состояние экономики.  Рост зарплат в госсекторе отстает от оплаты труда в частном секторе. В 2022 зарплаты бюджетников выросли на 3-4%, в то время, как в частном бизнесе на 6%.

Бюджетники, например, медперсонал среднего звена, медсестры и медбратья, утверждает, что не только их зарплаты не растут с учетом инфляции, но и условия работы становятся всё тяжелее. Это связано с нехваткой рук в сфере. Действительно, многие медсестры и работники домов престарелых просто переходят в частные клиники. На днях моя знакомая, которая занимается уходом за немощными стариками, сказала мне, что скоро уйдет из бюджетной системы в частную. Там и платят лучше, и условия работы более приемлемые. 

Противники требований бастующих настаивают на том, что проблемы бюджетных предприятий, будь то железные дороги или NHS, заключаются в потребности в реформировании, а без этого остаются нерентабельными. «Деньги не падают с неба, они должны быть заработаны», — говорят они. Но кому-то все же удается добиться своего.Тем, кого трудно заменить. Удалось это сделать адвокатам, выступающим в суде, барристорам. В ноябре они добились повышения своей заработной платы на 15%! Сотрудники BT (British Telecom) после недельных забастовок тоже получили повышения от 6 до 16%. 

Нынешние забастовки бьют прицельно по тем, кто вынужден пользоваться услугами бастующих предприятий, причем в самое уязвимое время. В Великобритании перед Рождеством народ, по традиции, начинает перемещаться из одной точки страны в другую, едет в гости к родным, улетает на каникулы за границу, отправляет друг другу поздравительные открытки. Всё это оказалось под угрозой.

Как же британцы относятся к забастовкам и перспективам оказаться без привычных в это время года услуг? Согласно опросам YouGov, 47% выступают против, а 41% поддерживают бастующих. И это неудивительно, ведь среди тех, кто поддерживает забастовки, как раз те же жители Великобритании, требующие повышения зарплаты. И им сочувствующие. Против — те, кто считает, что повышение заработных плат лишь разгонит инфляцию. Все по-своему правы, конечно, и всем придется как-то перенести эту тяжелую зиму. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: