Ярмарка современного искусства Frieze ежегодно проходит в Regent’s Park и делит события светского осеннего календаря на «до, во время и после Frieze». В этом году подстраиваться придется под 5–8 октября. Рассказываем, чем важна эта ярмарка и почему к ней привлечено столь повышенное внимание.
Начнем с того, что на нее приезжают коллекционеры со всего мира. Некоторые из них появляются в лондонских краях раз в год именно в октябре. Поскольку в большинстве своем это состоятельные люди, то за потенциальных клиентов идет борьба не только среди галерей, аукционов и банков, но и среди компаний сегмента люкс.
Время Frieze — это головокружительная карусель продаж. На те же даты ведущие аукционные дома сдвигают свои торги, чтобы захватить заветную публику. Формально аукционы не имеют к Frieze отношения, но в график коллекционеров они вписываются не менее плотно. В этом году торги начнутся 5 октября в аукционном доме Phillips, продолжатся 5 и 6 октября в Sotheby’s и завершатся в Christie’s 7 октября. У бедных коллекционеров останется лишь один день превью на Frieze, когда они относительно спокойно и лениво смогут пройтись меж галерейных стендов. Дальше их ждет привычный марафонский забег в поисках современных шедевров
Как все началось
Основанная Мэттью Слотовером и Амандой Шарп в 2003 году, Frieze оказалась одной из первых мировых ярмарок современного искусства. Это сейчас такие ярмарки проводятся по всему миру. Но если вспомнить начало нулевых — ничего этого не было, особенно в Англии, которая числилась среди аутсайдеров современного арта. Tate Modern открылась лишь в мае 2000 года, и это стало сигналом того, что современное искусство наконец попало в поле зрения серьезных британских музеев. Произошла революция — по крайней мере, в британской арт-среде. На первую ярмарку Слотовер и Шарп пригласили к участию самые известные галереи мира. Но было среди них много и молодых, слегка нахальных лондонских галерей, которые постепенно начали теснить «стариков». Чтобы подчеркнуть, что это новаторская и экспериментальная ярмарка, в 2003-м даже ввели ценз свежести работ: выставляемые на стендах произведения не должны были быть старше года. С тех пор это стало устоявшейся практикой на Frieze: большинство работ художники представляют здесь впервые (хотя нередко попадаются и те, что уже засветились на Art Basel и других престижных ярмарках). В первые годы основными участниками Frieze были Young British Artists, или YBA (то есть художники поколения 1980-х, такие как Дэмиен Херст, Трейси Эмин, Сэм Тейлор-Вуд, Сара Лукас), давно превратившиеся в классиков и ветеранов арт-сцены. Посетителей в 2003 году встречал фонтанчик с гомеопатическим LSD, сооруженный Клаусом Вебером, что сегодня даже невозможно представить.
Слово Frieze было созвучно названию протестной выставки 1988 года, которую сделали выпускники известного Goldsmiths College of Art. Freeze — такое название придумал для той выставки главный организатор Дэмиен Херст, хитростью и настойчивостью добившийся, чтобы ее посетили известные кураторы Норман Розенталь (будущий глава ICA и директор The Royal Academy) и Ник Серота (будущий директор Tate Britain). Именно на YBA была сделана ставка на первых ярмарках Frieze. В 2005 году Трейси Эмин приурочила к открытию ярмарки выпуск и презентацию своей книги Strangeland. В том же 2005-м своим присутствием ярмарку почтили Дэвид Боуи, Клаудиа Шиффер и Александр Маккуин. Тогда было установлено и стандартное количество галерей, принимающих участие в Frieze, — 160 (в 2003 году их было 124). Присутствие таких галерей, как Gagosian, White Cube, Hauser & Wirth, практически мгновенно создало Frieze репутацию сильной и престижной ярмарки. Сегодня галеристы с ностальгией вспоминают, что в 2003 году квадратный метр выставочного пространства стоил 180 фунтов. Просто смешные деньги по нынешним временам — когда те же метры сдаются за несколько тысяч фунтов. Впрочем, и обороты на ярмарке немалые: если в первый год ярмарка объявила о продажах на 20 миллионов фунтов, то начиная с 2006 года подобная статистика перестала быть публичной — цифры продаж и дохода всего мероприятия не разглашаются. Сейчас только отдельные произведения, представленные на ярмарке, могут уйти за миллион фунтов и даже больше.
В покупках принимают участие не только частные коллекционеры, но и крупные мировые музеи. В 2003 году в Tate Modern был создан специальный фонд, пополняющий на Frieze коллекцию музея. К концу каждого ярмарочного сезона на стендах галерей появляются специальные наклейки, демонстрирующие, что та или иная работа приобретена Tate. Всего за время существования ярмарки Tate Modern купил здесь более ста работ современных художников. С прошлого года конкуренцию фонду Tate составляет Contemporary Art Society Collections Fund, который тоже помогает музеям современного искусства пополнять свои коллекции за счет экспонатов Frieze.
Каждый год Frieze приглашает лучших дизайнеров и архитекторов для монтажа выставочных павильонов. В 2006 году дизайнер Майк Нельсон превратил ярмарку в лабиринт — за это сооружение Нельсон впоследствии удостоился премии Тернера, которую получают художники с мировым именем.
Но еще на подходе к павильонам гостей встречают скульптуры современных художников, вписанные, порой очень искусно, в ландшафт Regent’s Park. В этом году их можно смотреть уже с июля, и среди них работы Мигеля Барчело, сэра Энтони Каро, сэра Энтони Крэгга, Урса Фишера, Эдуардо Паолоцци, Уго Рондиноне и многих других. Прогулка в это время по парку — прекрасный способ увидеть, как на свежем воздухе возникает галерея современного искусства с очень дорогими работами.
С 2011 года параллельно с Frieze проходит еще одна ярмарка — Frieze Masters, на которой представлены работы старых мастеров и художников XIX — первой половины XX века. Впрочем, с каждым годом количество старых мастеров уменьшается, а акцент смещается в сторону ранних художников-модернистов и предшествовавших им мастеров XIX века.
Еще более VIP
С 2004 года поддержку Frieze Art Fair оказывает Deutsche Bank — корпоративный коллекционер современного искусства, известный сегодня не только своей коллекцией, но и тем, что приглашает ведущих кураторов для организации выставок произведений из своей коллекции. С 2010 года Deutsche Bank проводит собственный конкурс «Художник года». На Frieze он обычно устраивает мини-выставку из своей коллекции в VIP-зале, доступ в который имеют только известные бизнесмены, кураторы, коллекционеры и арт-дилеры. Людей «с улицы» в этих VIP-лаунжах точно не встретишь, именно поэтому обладание картой c правом на вход туда становится заветной мечтой многих начинающих арт-дилеров — это верный способ быстро познакомиться с нужными людьми.
Для VIP-гостей ярмарки составляется целая программа, в которую входит посещение музеев, выставок и специализированных мероприятий. Даже такие бастионы, как Национальная галерея, сдают позиции и приурочивают открытие своих выставок к датам ярмарки. В этом году из наиболее заметных экспозиций к Frieze приурочены выставка Ильи и Эмилии Кабаковых, а также выставка Джона Акомфры и Жана-Мишеля Баския в Barbican.
Цель посещения нынешних ярмарок Frieze такая же, как и везде: себя показать (и таким образом просигнализировать, что ты до сих пор принадлежишь к этому кругу), на людей посмотреть (отметить, кто отсутствует в текущем году и почему), оценить тенденции на современном рынке искусства (что продается, и за сколько, а что нет), поймать и проанализировать нарождающиеся тенденции (для этого существует целое пространство, предоставленное молодым художникам, в котором с каждым годом увеличивается количество экспериментальных проектов) и, наконец, приобрести работы в коллекцию.
Что будет в этом году
Каждый год Frieze присуждает награду художнику, за которого проголосовало большинство членов жюри ярмарки. На сей раз эта честь выпала африканскому художнику Килуанджи Киа Хенда, который получит 2017 Frieze Artist Award. Во время ярмарки художник представит свою новую инсталляцию.
Также в этом году появится новая секция, посвященная феминизму и феминистскому движению в современном искусстве, под названием Sex Work: Feminist Art & Radical Politics («Секс-работницы: феминистское искусство и радикальная политика»). Этот проект будет курировать независимый арт-критик и куратор Элисон Джингерас.
Появятся новички и среди галерей. В рамках проекта Emerging Talents («Подающие надежды таланты») будут представлены 34 «новые» (со стажем не более 12 лет) галереи из разных стран и с разных континетов. Как всегда, в рамках ярмарки будет насыщенная лекционная программа, которой занимается Ральф Ругофф из галереи Хейворд. Ставшие уже традиционными Frieze Talks будут посвящены тематике «альтернативных фактов», а также подрывной роли искусства и художников в формировании и интерпретации устоявшихся представлений о «реальности». Полная программа лекций доступна на сайте ярмарки с сентября.
Судя по предварительным анонсам, в этом году на Frieze будет много интересного, нового и неожиданного. Пища для ума, сенсации и встречи гарантированы. Впрочем, так всегда бывает на Frieze.
Фото: пресс-служба Frieze