Рембрандт в Национальной галерее. Блог Джерри Миллера

Рембрандт славится неимоверным числом автопортретов – свыше 60, если считать все жанры: живопись, гравюру, рисунок. Он то и дело проводил по нескольку дней или недель перед зеркалом, внимательно изучая свое мясистое лицо с картофелеобразным носом (таким же, как и у многих его соплеменников, голландских бюргеров, на его же, Рембрандта, портретах). При этом художник в своих поздних работах был далек от самолюбования, складывается даже впечатление, что он себя изображал старше и морщинистее, чем был на самом деле. Умер голландский живописец в возрасте 63 лет, однако на двух его автопортретах последнего года жизни, 1669-го, он выглядит человеком, которому за 80.

Как раз пять его поздних самоизображений и встречают вас в первом зале выставки «Поздние работы Рембрандта» в Национальной лондонской галерее. Вас со всех сторон разглядывают похожие друг на друга лица в разных головных уборах с живыми, пытливыми и печальными глазами. Или я прочитал в них печаль, потому что хотел прочитать? Когда-то самый знаменитый и востребованный художник, недавно освободившийся от испанского ига молодой голландской республики и женившийся на дочери мэра Амстердама Саскии (которую Рембрандт изображал на своих полотнах в роли богини плодородия, из которой сыплются во все стороны цветы и фрукты), к концу жизни Рембрандт ван Рейн почти полностью разорился. У него стали перехватывать заказы его собственные ученики, умерла жена и единственный сын Титус, которого он боготворил, скончалась любовница  Хендрикье (она тоже появляется на многих его работах, в том числе в «Купающейся женщине», присутствующей здесь же на выставке).

Экспозиция разбита на тематические разделы в соответствии с тем, что занимало маэстро в последние 15–20 лет его жизни.  «Самоизучение», «Свет», «Экспериментальная техника», «Подражание», «Наблюдение за повседневной жизнью», «Созерцательность» — вот некоторые из них. Как известно, в отличие от своих художников-современников Золотого века Голландии Франса Халса, Яна Вермеера, Питера де Хоха и других, писавших бытовые сцены, натюрморты и портреты (поскольку за это хорошо платили), Рембрандт позволял себе творить грандиозные библейские полотна. Самое известное из представленных на выставке — «Иудейская невеста». Рембрандт жил в еврейском квартале Амстердама (его дом-музей сегодня одна из важнейших достопримечательностей этого славного города), так что с натурщиками и натурщицами у него проблем не было. На некоторых его картинах  появляется даже квадратное еврейское письмо (как на «Моисей со скрижалями законов» или «Валтасаров пир») — Рембрандт, видимо, заимствовал у знакомых евреев молитвенники и аккуратно срисовывал оттуда нужные строки.

Международную известность Рембрандт получил благодаря английскому королю Карлу I, крупнейшему в Европе коллекционеру живописи, казненному в 1649 году, когда Рембрандт был в самом зените славы. Так что в Англии полотен ван Рейна хоть отбавляй — в той же Национальной галерее “рембрандтов” почти два зала. Но на выставку «Поздние работы Рембрандта» прибыли многие знаменитые шедевры из Голландии, США, Швеции. Только ради этого в Национальную галерею стоит сходить, хотя билеты следует приобретать в интернете заранее, причем не меньше, чем за пару недель.

И еще два слова об одной из представленных на выставке работ Рембрандта – «Автопортрет с двумя кругами», который обычно висит в 15 минутах ходьбы от моего дома на севере Лондона в усадьбе Кенвуд. Художник изобразил себя в непонятном белом головном уборе с палитрой и кистями в руках. На стене за его спиной выведены две большие окружности диаметром больше метра каждая. Рембрандт тем самым как бы говорит: «Смотрите, я не хуже Апеллеса!»  Апеллес, знаменитый живописец древней Греции и друг Александра Македонского, славился тем, что от руки мог рисовать окружности идеальной формы. Мне на память приходит мой лектор по начертательной геометрии в московском вузе. В те бесконечно далекие времена мое юное воображение поражало именно то, что он без напряга рисовал на доске идеальные круги.  И потом легким щелчком мелка помечал самый центр такого круга. Он-то, наверное, про своего древнего конкурента Апеллеса даже не слышал.

После похода на выставку я дал себе слово, что в следующий раз буду рассматривать себя в зеркале, как поздний Рембрандт: пытливо, не восхищаясь и не ужасаясь собой. Не буду прибавлять себе годы и находить не существующих морщин. Но и рожи самому себе строить не буду — подобно Рембрандту на его ранних автопортретах.

Выставка в National Gallery продлится до 18 января 2015.

Джерри Миллер

Джерри Миллер – профессиональный лондонский экскурсовод самой высокой в Великобритании категории «Blue Badge» - «cиний значок». Живёт в Лондоне 26 лет. Джерри пишет статьи и рассказы в жанре вояжной литературы. Автор многочисленных публикаций на темы путешествий в изданиях США, Великобритании и России на русском и английском языках. Он много лет проработал в Русской службе Би-Би-Си, составлял и вёл пользовавшийся большим успехом радиожурнал путешествий по Британским островам «Травелог». В прошлом редактировал путеводители по Лондону издательства «Lonely Planet» на английском языке. Ныне работает постоянным рецензентом самого престижного лондонского справочника ресторанов «Harden’s». Действительный член британского Королевского географического общества. Директор частной специализированной фирмы путешествий по Британским островам "Английский Клуб".

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

3 дня ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

3 дня ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

4 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

5 дней ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

6 дней ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

6 дней ago