Досуг

Дома разберемся. Блог Джерри Миллера

15.04.2015Джерри Миллер

В дикие доцифровые времена существовал анекдот про японского туриста, вернувшегося на родину из поездки по Франции.

-Ну, как Париж, понравился? — спрашивают его друзья.

— Не знаю, пленку пока не проявил, — отвечает он.

Мне, лондонскому гиду, приходится сталкиваться с подобной ситуацией на каждом шагу. Люди фотографируют, определенно не зная, что именно они фотографируют, в надежде разобраться позднее. Или просто по привычке заполняют карточку памяти. Вот, скажем, я выхожу с группой из автобуса и подвожу ее к какому-нибудь интересному месту. Все тут же начинают щелкать направо и налево. »Подождите минуту, дайте мне рассказать, а потом будете фотографировать!» — истошно взываю я.

В наши времена туристы оснащены мощными фотокамерами с объективами длиной в метр,  видеокамерами со сверхразрешимостью; они размахивают во все стороны планшетами, будто отгоняя мух, или скалят зубы в экраны айфонов на концах палок для селфи. Люди покупают фотоаппараты с массой функций и кнопок и не успевают толком прочитать инструкции пользования, как камера устаревает и надо покупать новую. Съёмочная аппаратура все больше автоматизируется, вам нужно нажать лишь одну кнопку, и, вроде, идеальный снимок готов. Не тут-то было: то ноги человеку «отрежут», то голову. Мне порой на улице так и хочется туристу сказать: »Отойдите вон туда на пять метров, тогда у вас получится хороший снимок, фонарный столб в кадр не попадет, да и прохожих будет меньше.» Но мне все время приходится себя сдерживать.

Помню, во Флоренции присел я, проголодавшись, на главной площади на скамейку и стал уплетать заранее приготовленный бутерброд. Ко мне тут же подскочила неопрятно одетая пожилая туристка и с глумливой улыбкой меня сфотографировала. В этом было что-то от извращения — фотографировать жующего человека, когда рядом стоят гениальные ваяния  Эпохи Возрождения. Что эта дама будет дома показывать? Если ей есть кому показывать. Наверное, в потреблении пищи в общественном месте есть что-то интимное, хотя и не такое интимное, как обратный процесс. Но зачем же тратить деньги на путешествие в дальнюю страну, чтобы снимать такую ерунду?

Когда туристы снимают других незнакомых им туристов, мне часто хочется вырвать у них камеру и разбить ее о мостовую. Помню, лет десять назад гулял я по Беверли-хиллс в Лос-Анджелесе. Повсюду бродили толпы японских туристов (тогда китайских еще не было и в помине), снимавших на камеры и видеокамеры всех прохожих. А вдруг какая кинозвезда случайно в объектив попадет! Отфильтровывать будем дома. Я во время прогулки ни одной кинозвезды так и не видел, но сам попадал на пленку много раз.

В последние год-два стали популярны селфи с ручными палками-штативами. Человеку теперь не нужно просить прохожих щелкнуть его на том или ином фоне. Ну действительно, если просить случайного человека, то он твоей камеры не знает и что-нибудь сделает не так.  Потом другого шанса не будет, а все не зафотошопишь! А тут просить никого не надо —  сам все сделаешь как полагается. Только те, у кого таких волшебных палок-штативов нету, стесняются теперь просить прохожих сфотографировать их.

Ныне среди моих вип-туристов есть новое веяние: вообще не фотографировать. В этом что-то есть. На себя ведь всегда можно в зеркало посмотреть. А ради красивого вида можно просто открытку купить. Логично. Да и вообще, все классные виды можно найти профессионально сделанными в интернете. Фотоаппарат же от сути места отвлекает. Ведь мы путешествуем, чтобы своими глазами на вещи смотреть. Но есть и другой подход: человеку важно запечатлеть кого-то близкого и любимого, лишний раз полюбоваться на него в окошко видоискателя. Снимок может иметь важное биографическое значение: вот смотрите — мы тогда-то и там-то были вместе.

У меня, как у гида, всегда вызывает возмущение, когда фотографируют полотна в картинных галереях. В Париже это разрешено давно, а в главной лондонской Национальной галерее это позволили делать лишь несколько месяцев назад. А зря. Раньше туристы меня непрерывно спрашивали, почему в Париже фотографировать можно, а в Лондоне нельзя. Я обычно отвечал, что галерея сама хочет зарабатывать на репродукциях, и отсылал клиентов в сувенирные магазины галереи, где все известные полотна представлены недорогими открытками хорошего качества, а также альбомами и плакатами всех размеров. Ну действительно, только профессионал может правильно передать на фотографии цветовую гамму картины, для него с нее снимут дающее блики стекло, ему позволят использовать штатив (что другим запрещено), и так далее. Во всех галереях фотографировать со вспышкой нельзя — яркий свет может повредить картину. Но поскольку большинство фотографов-любителей дальше одной кнопки на фотоаппарате не идут, они часто не знают, как вспышку отключить, или забывают об этом и калечат бесценные шедевры.

Но даже не это меня бесит, а то, что все эти туристы-фотографы мешают другим любоваться картинами. Вот какой-нибудь болван навел свою камеру на полотно, которое вы хотите как следует разглядеть. Вы ждете, когда он закончит свое дело, но у него с первого раза не получается. Вот он отступает на несколько метров, чтобы и стена вокруг картины в кадр попала. А тут у него еще вспышка случайно сработает, ослепив вас отраженным светом. И вы, вместо того, чтобы наслаждаться работой старого мастера, нехотя следите за неуклюжими манипуляциями этого горе-фотографа.

В лондонском музее Мадам Тюсо есть чудесная восковая фигура, изображающая японскую туристку, наведшую фотокамеру на какую-то знаменитость. Поскольку эта фигура, как и многие другие в этом музее, поражает своей натуралистичностью, смешно наблюдать как все «реальные» туристы либо пригибаются, либо обходят эту «японку» стороной. Что может служить лучшей иллюстрацией того, как эти фанаты любительской фотографии мешают нам жить!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: