“Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?” Нам всем приходилось отвечать на этот вопрос в детстве. Вероятно, чем взрослее (и ответственнее) становится человек, тем большую роль начинают играть факторы вроде «я хотел бы, но за это не платят» или «если бы я выбирал профессию сейчас, то стал бы юристом, но теперь нужно долго и упорно переучиваться, я не могу себе этого позволить». Становится сложнее отделить свои желания от способностей, соотнести свои амбиции с потребностями рынка труда, поэтому столь рефлексивный процесс хорошо начинать смолоду.
Пространство выбора
Для того, чтобы ребенок мог определиться и сформулировать, чего ему хочется, ему необходимо иметь представление о том, а что вообще бывает. Здесь очень важную роль играют родители. Именно они предоставляют выбор из разных кружков и секций, рассказывают о том, чем занимаются сами и чем занимаются их друзья. Чем больше таких разговоров происходит, чем больше разных занятий пробует ребенок, тем лучше он понимает, из чего и что он выбирает.
Родители часто расстраиваются, когда ребенок начинает чем-то заниматься и бросает, начинает что-то другое и тоже бросает. Как к этому относиться? Однозначного ответа здесь нет, и многое зависит от того, какие цели ставят родители — чтобы ребенок попробовал себя или чтобы достиг определенных успехов? Важно понять и почувствовать, почему ребенок бросает занятие. Потому, что ему стало сложно, и он не хочет прилагать усилия, чтобы эти сложности преодолеть, или потому, что это занятие ему неинтересно, он не получает от него удовольствия? Если это второй случай, то это тоже отличный результат: еще один шаг на пути ребенка к пониманию себя.
Время выбора: когда пора?
До 9-10 лет сложно представить себе целенаправленную профориентационную беседу в классическом понимании. Но внимательные родители обычно достаточно рано начинают замечать какие-то особенные склонности ребенка. Некоторые (как, например, интерес к чтению, музыкальный слух или особую физическую ловкость) легко заметить и спроецировать на мир профессий. Другие таланты и интересы могут быть более замысловаты — их даже обозначить сложно, не говоря уже о том, чтобы усмотреть связь с профессиональной деятельностью. В этом возрасте еще сложно диагностировать свойства интеллекта в классическом понимании (например, математические или лексические способности), поскольку вся система способностей находится в процессе становления и динамически меняется. Однако это очень благодатный период для диагностики зон ближайшего развития и коррекции сложностей обучения.
С психологической точки зрения, идеальный возраст для начала полноценного профориентационного процесса — 12-14 лет. К этому времени у ребенка формируется активная жизненная позиция (та самая, которая часто так не нравится родителям подростков, но что поделать), относительно широкое представление о различных школьных предметах и, соответственно, направлениях высшего и среднего образования, которым они так или иначе соответствуют. Дети этого возраста — основные клиенты психологов-профконсультантов.
Для тех, кто собирается выбрать традиционный путь “школа — университет — работа”, момент поступления в университет является ключевым — до него надо успеть определиться. В некоторых странах, как, например, в США, верхней планкой будет возраст 20-21 год — студенты выбирают предметы специализации только к третьему году бакалавриата, посвящая первые два поиску себя и своего предназначения. В России примерно на этот период (окончание третьего курса) приходится пик отчислений по собственному желанию — тем, кто понял, что они сделали неправильный выбор, приходится начинать заново. В целом же, как в России, так и в Британии, желательно определиться с будущей профессией до момента сдачи ЕГЭ или A-level экзаменов, то есть к 15-16 годам.
А дальше?
Но на этом процесс не заканчивается. Несмотря на то, что в сознательном возрасте мы намного лучше знаем себя, договориться с собой, примирив “хочу”, “могу” и “надо”, бывает не так просто. Иногда даже сложнее. Согласно статистике Американского Департамента Труда, в среднем человек меняет профессиональную сферу 5-7 раз в жизни, то есть многих из нас приблизительно раз в 5-8 лет посещает кризис неудовлетворенности карьерой, возникает потребность в переменах. Самой распространенной причиной смены профессии являются фрустрация и разочарование. Оказавшись в кризисе, мы четко знаем, чего не хотим. С обратным — сложнее. Интересно, что мы так даже в магазин не ходим — не за хлебом и точно не за тем, чего мы не хотим. Мы идем с конкретным списком продуктов или хотя бы пониманием о том, чем планируем поживиться. А вот в профессиональных вопросах это порой оказывается не так просто.
Что же делать?
Существуют профессиональные методики, позволяющие соотнести свои потребности и возможности, интересы и спрос.
Психологическое тестирование
Профессиональные психологические центры используют опросники интересов и мотивации, тесты интеллекта и личностные тесты для того, чтобы посмотреть отдельно на те профессии, которые соответствуют желаниям человека, и отдельно на те, что отвечают его возможностям, а затем найти зоны пересечений или хотя бы точки соприкосновений. Профессиональные психометрические тесты отличаются от общедоступных в интернете. И вывод, который способен сделать профконсультант о ваших возможностях, скорее всего, также будет отличаться от короткого результата, выданного компьютером автоматически.
Экзистенциальная терапия
Необходимым условием понимания собственных желаний является контакт с собой и умение вести внутренний диалог. Это звучит просто, однако не только многие дети, но и многие взрослые в буквальном смысле не знают, чего хотят. Длительная и планомерная работа с терапевтом может помочь услышать себя и свой голос, ответить на экзистенциальные вопросы о выборе пути и смысле, наладить диалог с собой и окружающими.
Коучинг
Коучинг как метод родился на стыке психотерапии и спорта, и в течение 20 лет выкристаллизовывался как форма работы именно в карьерном консультировании. Это относительно краткосрочный метод работы, который позволяет вступить в диалог с мечтами и на их основе сформулировать цели по продвижению вперед. Специально структурированные методики, рисуночные техники, медитация и другие методы, задействующие латентные ресурсы (например, неведущее полушарие мозга), позволяют не только проанализировать и привести в порядок то, что мы уже знаем, но и услышать сокровенное: нереализованные детские мечты, спящие таланты, амбициозные чаяния, томящиеся под грузом “я не могу себе этого позволить, потому что как взрослый человек я должен … (нужное вписать)”. Коучинг работает с подростками и взрослыми, помогая разложить по полочкам желания, способности и представления о потребностях общества и современного рынка труда, и трансформировать их в конкретный план действий по достижению результата.
Об авторах:
Анна Науменко — психолог-профконсультант, кандидат психологических наук. Александра Купавская — кросс-культурный психолог, лайф-коуч, кандидат психологических наук. Юлия Морозова — детский и семейный психолог, фото- и видео-терапевт, режиссер-документалист. Вместе они — основательницы лондонского психологического центра “Clever Psychology”.
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…