Дмитрий Быков в Лондоне давно не новичок, местная публика успела к нему привыкнуть. И все же каждое его появление на сцене вызывает аншлаг. В субботу зал Королевского географического общества тоже заполнился до отказа. Помимо собственно Быкова, приветствовали «Прямую речь» — московско-питерский лекторий, добравшийся наконец и до нас.
«Прямая речь» работает в России с известными людьми и экспертами в самых различных областях, предоставляя им площадку для общения с широкой аудиторией, а аудитории — возможность услышать удивительные факты из мира физики и биологии, истории, психологии, искусства. Дмитрий Быков читает в «Прямой речи» цикл лекций по литературе, и в Лондоне он решил выступить с двумя из них: «Анна Каренина как политический роман» и «Чехов как антидепрессант».
Послушать лекции, в принципе, можно и в интернете (причем легально). Но главное удовольствие возникает потом — когда «докладчик» переходит к вопросам. А к Быкову их накопилось много, на целый час.
— Почему я не люблю Лондон? Мне однажды Игорь Губерман сказал: «Русский авангард обычно не любят те, у кого не хватает денег его купить», — под дружный смех аудитории ответил Быков на вопрос о том, почему Москва ему милее. Добавив, конечно, что на самом деле «хочется досмотреть».
«Как сохранить у ребенка в Англии российский культурный код?» — пришла еще одна записка из зала. На этот вопрос Быков ответил развернуто и почти серьезно:
— По-моему, это очень глупо — жить в Лондоне и сохранять культурный код… Те, кто вынужден, кому повезло или не повезло жить в Лондоне, тем надо вписываться в другой культурный код, гораздо более, в каком-то смысле, продуктивный.
Я писал много раз о том, что каждая страна создала свой культурный тип. Англия создала «полковника» — полковника, колонизатора, обветренного, седоусого… Франция создала «любовника». Германия создала «философа» и «генерала», и часто это совмещается в одном лице. А Россия создала эмигранта. Русский эмигрант — главная экспортная статья. Мы производим его каждый год в больших количествах. Это тип человека, который любит очень заграницу, но выпив, начинает ее ненавидеть, стучать кулаком, плакать, говорить: «Вы ничего не понимаете!», ходить в ресторан «Borscht»… Это очень дурновкусный тип, очень пошлый. Мне больше нравятся эмигранты типа Рахманинова, Набокова, Зворыкина, которые прекрасно вписались в чужую жизнь, которые всем показали правильных эмигрантов.
Русский эмигрант это, в сущности, Гагарин. Вот его запустили в чужой космос, и он оттуда всем демонстрирует настоящую русскую улыбку. Если он начнет в этом космосе сохранять русский культурный код, бессмысленно ругаться, негодовать и ничего не менять, то фигли тогда летать в космос. Поэтому я желаю вам освоить правильный культурный код и забыть о нем навеки.
За лондонскими мероприятиями «Прямой речи» можно следить на нашем сайте.
8 ноября — «Чехов как антидепрессант»
5 декабря — «Литература про меня» (Дмитрий Быков и Борис Акунин)
6 декабря — «Литература про меня» (Дмитрий Быков и Андрей Кончаловский)
Фото: Катерина Никитина