Долгое время термин «домашнее обучение» имел негативные коннотации. В России обучение на дому до сих пор считается вынужденной мерой и ассоциируется с болезнью или другими проблемами ребенка, не позволяющими ему посещать школу. Наступило время смены привычной парадигмы. Сегодня обучение вне школьных стен, или homeschooling, — набирающее популярность течение и осознанный выбор родителей.
О позитивном опыте перехода на домашнее образование рассказали Амелия, Инна и Андриан Динсдейлы.
Подходы
Само название homeschooling говорит о том, что ребенок получает образование вне школы, чаще всего дома с помощью родителей и приглашенных преподавателей. У хоумскулинга нет единого формата — все зависит от изобретательности и возможностей конкретной семьи. Впрочем, можно выделить два основных подхода.
Ансуклинг (unschooling) — философия, основанная на отсутствии заданной программы обучения: предполагается, что ребенок получает знания из повседневного опыта, задавая вопросы и получая на них ответы от взрослых или отыскивая их самостоятельно. Термин unschooling впервые использовал Джон Холт в своем журнале «Растем без школы» еще в 1977 году. Этот подход также называют «естественным обучением» (natural learning) или «образованием, основанным на интересах ребенка».
Существует радикальное ответвление от анскулинга — нонскулинг, при котором родители принципиально не вмешиваются в процесс познания мира: ребенок предоставлен сам себе и может с одинаковым успехом читать книги или сутками просиживать перед телевизором.
Остальные подходы homeschooling подразумевают следование школьной или иной программе обучения, только на дому. Существует множество методик: школа дома (school-at-home), дистанционная школа (distant school), классическое образование (classical education), метод Марии Монтессори (Montessory method) и другие.
Предыстория
В дореволюционной России традиция домашнего обучения была очень развита. Более того, до введения всеобщего государственного образования во всех развитых странах обучением детей занимались сами родители. Школа как таковая была лишь дополнением к домашнему воспитанию, однако со временем она превратилась в один из инструментов управления обществом.
Любопытно, что до начала 1980-х годов обучение на дому в Америке, где и началось возрождение homeschooling, было запрещено законом. В 1980-х приверженцы христианских конфессий, возмущенные исчезновением из школьной программы уроков богословия, начали обучать своих детей дома. Эксперимент превзошел ожидания: «домашние дети» лидировали на национальных олимпиадах по географии и математике, успешно сдавали тестирование на удивление экзаменаторов.
Опыт одной семьи
Инна Динсдейл, 39 лет, работает в дизайнерском бюро. За ее плечами — диплом МВА и большой опыт работы в международных компаниях, в том числе в известном французском рекламном агентстве, где она познакомилась с мужем Адрианом, выпускником Оксфордского университета.
Их дочери Амелии восемь лет. Она обожает читать и сравнивает себя с Матильдой из одноименного романа Роальда Даля. Играет на скрипке, фортепиано и флейте, занимается рисованием и посещает драматическую студию. Пишет стихи: в прошлом году Амелия заняла первое место на конкурсе чтецов. Прибавьте к этому членство в обществе юных археологов, занятия плаванием, фигурным катанием, балетом и гимнастикой.
Полтора года назад Амелия ушла из школы. Это решение нельзя назвать запланированным, однако предпосылки к переходу на домашнее обучение появились давно. Когда Амелии было 3,5 года, родители записали ее в частную подготовительную школу, полагая, что знания и умения дочери, полученные дома, будут развиваться. Однако случилось разочарование. Девочка уже умела читать и на несколько лет опережала школьную программу. На просьбу Инны подобрать для дочери литературу, соответствующую ее уровню, учитель лишь посоветовал брать более сложные книги на дом.
Принцип авторитарности, четкая школьная схема: “учитель — главный, ученик — подчиненный” — стали еще одним поводом задуматься о смене формы образования. По словам Инны Динсдейл, в рамках этой системы роль родителя целенаправленно принижается. Образование отождествляется только со школой, что немного абсурдно.
Еще один существенный минус школы — ограничения, которые она накладывает: нельзя уехать на отдых во время учебного года или забрать ребенка с уроков пораньше, если в гости приезжают бабушка с дедушкой. Система есть система, ее правила едины для всех. Наконец, родители Амелии поняли, что ребенку сложно поддерживать на хорошем уровне родной язык в школе, где говорят только по-английски.
Сложив эти факторы, Инна и Андриан пришли к выводу, что их видение образования и воспитания расходится со школьными установками. Школе недостает гибкости для индивидуального подхода к ученику, а значит, она не может дать ребенку то, что ему необходимо и интересно.
Семья Дисдейл выбрала для своей дочери систему анскулинга. При этом Инна не считает обучение на дому единственно верным выбором — все индивидуально. Главное, чтобы ребенок был счастлив и учился с удовольствием.
Homeschooling шаг за шагом
Больших сложностей с переходом на хоумскулинг в Великобритании нет. Семья сама выбирает, где и как будет учиться ребенок. Если вы задумываетесь о переходе на домашнее обучение, учтите, что вы не получите финансовой поддержки от правительства — рассчитывать придется только на свои ресурсы.
Главный плюс homeschooling — возможность выбрать и при необходимости поменять методику обучения, если вы видите, что она не подходит вашему ребенку. По словам Инны Дисдейл, сделать выбор непросто: придется перечитать множество отзывов и описаний, прибегнуть к помощи специальных сообществ и форумов, прежде чем определиться.
Семья Амелии использует сразу несколько методик, направленных на развитие креативного мышления, логики, памяти и желания познавать новое, которое заложено во всех детях. Самое главное — не «убить» его в процессе обучения.
«Ребенок — это не пустой сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», ― говорил Плутарх.
На начальном этапе нет смысла загружать ребенка информацией по всем предметам. Важно помочь ему организовывать свой день, научить идти к поставленной цели и справляться с раздражением в случае неудач. Цель родителя — показать ребенку, что его мысли ценны и что он сможет добиться всего, если будет гореть желанием и приложит усилия.
Инна старается не разбивать обучение на предметы, а встраивать его в контекст повседневной жизни. Прочитав какую-то книгу, они с дочкой обсуждают ее с точки зрения литературы (смысл, художественные приемы), затрагивают описанные в книге природные явления, говорят о физике, химии или математике на примере все той же истории. Этот подход называется «Five in a Row».
Проект Project-based Homeschooling, который Амелия недавно воплотила в жизнь вместе с папой, может служить еще одним вдохновляющим примером. Они задумали построить небольшой пруд в саду. Амелии нужно было продумать дизайн, выбрать материалы и рассчитать расходы на его создание. Когда пруд был готов, девочка начала разводить в нем головастиков и вместе с мамой изучать виды лягушек, весь цикл их жизни, строение и среду обитания!
Взрослые забывают, что дети больше всего любят играть. И если превратить обучение в игру, оно не сможет наскучить. Часть предметов Амелия изучает именно в такой форме: математику — через математические приключения, правила английской грамматики — с помощью сказок, культуры народов мира — через мифы, народные поверья, песни и музыку. Закончив читать ту или иную книгу, Амелия готовит для родителей презентацию, превращая ее в настоящее музыкальное шоу.
Несмотря на намеренный отказ от системы, распорядок (пускай и гибкий) в жизни Амалии присутствует: утренняя зарядка, занятие музыкой или разучивание стихов, семейный завтрак, на котором обсуждаются планы на день, и примерно три часа занятий. В качестве перерыва дочка с мамой вместе готовят обед и придумывают новые рецепты. Дальше — несколько часов личного времени, которые девочка тратит на чтение или собственные проекты. Например, недавно она затеяла изучать биографии английских королей и королев. Затем снова обучение через игру, вместе с мамой, а ближе к вечеру занятия музыкой. Каждую субботу девочка ходит в школу русского языка «Сказка», где продолжает изучать все то, что успела узнать дома, а в течении недели посещает несколько кружков.
С преподавателями Амелия пока занимается только в кружках и на уроках по музыки. На данном этапе Инна и её супруг не видят необходимости прибегать к помощи извне, но не отрицают, что такая потребность может появиться в ближайшее время.
Я и другие
Самое распространенное сомнение родителей относительно домашнего обучения — проблема социализации ребенка. По словам Инны, эти опасения оказались напрасны: у дочери образовался широкий круг друзей среди детей, которые также учатся на дому, соседей, ребят из скрипичной группы и тех, с кем она знакомится в кружках. Это мальчики и девочки разного возраста со своими интересами и увлечениями.
Папа Амелии категорически не согласен с утверждением, что школа — необходимый этап подготовки к реальной жизни. В детском саду, а затем в школе — в течение почти пятнадцати лет — дети общаются только со сверстниками, после чего в восемнадцатилетнем возрасте образовательная система «выплевывает» их в жизнь, объявляя взрослыми и самостоятельными. Предполагается, что эти новые взрослые уже умеют налаживать контакт с людьми разных возрастов, но это далеко не так.
Ученый Томас Смедли провел исследование на тему социализации детей, получающих домашнее образования. Он оценивал социальную зрелость 20 детей, обучающихся дома, и 13 школьников по шкале адаптивного поведения. Первые продемонстрировали большую зрелость по сравнению со вторыми. Смедли пришел к выводу, что «в государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, носящая временный характер и основанная на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам; родители, дающие детям домашнее образование, ставят целью их вертикальную социализацию, направленную на приобретение ответственности и зрелости…»
Позитивные результаты
Спустя полтора года после перехода на homeschooling жизнь семьи Дисдейл изменилась, как они уверяют, к лучшему. У ребенка освободилось больше времени для занятий тем, что действительно интересно. Также ребенок учится ориентироваться на собственные достижения, а не сравнивать свои результаты с успехами других детей.
Переход на домашнее обучение повлияло и на родителей. По словам Инны, дочь постоянно стимулирует ее узнавать новое и совершенствоваться. Но этот путь нельзя назвать простым, он требует правильно расставлять приоритеты. И не каждый родитель найдет на него столько сил и времени.
Инна Динсдейл: «Для этого нужна самодисциплина. Я работаю как консультант из дома, и мое время четко распределено. Дочка при этом тоже понимает, что у мамы есть свои проекты и в это время занимается своими делами. Конечно, все зависит от того чем вы занимаетесь, того, какая у вас профессия. В моем окружении есть и другие мамы, которые успевают самореализовываться и при этом поддерживают своих детей в желании обучаться на дому. Несколько лет назад я приняла осознанное решение уйти из корпоративной компании, где у меня была очень хорошая карьера, чтобы проводить больше времени с семьей, и не жалею об этом. Но это мой выбор, к которому я не призываю других. Главным фактором перехода на домашнее обучение было желание дочери и непринятие ею школьной системы (которая требует учиться 5 дней по 6 часов). Конечно, мне было бы намного легче отдать ребенка в школу и заниматься своим бизнес проектами, но в моем случае нужно успевать и то, и другое, при этом самой вести дом хозяйство. Благо, Амелия подрастает и помогает все больше».
Фотографии: Екатерина Рытикова