Важное преимущество художественных колледжей в Лондоне – в том, что студентам предоставляется возможность участвовать в различных проектах и выставках. Так нарабатывается портфолио и завязываются контакты в индустрии. Например, Никита Суетин окончил факультет Interior and Spatial Design в Chelsea College of Art. В его случае работа в креативной среде начиналась как у многих студентов, с летних стажировок и небольших студенческих проектов.
“Это были самые настоящие, живые проекты – например, сделать план офиса, предложить оформление выставки. Однажды мы даже придумали дизайн рождественской елки для “Хилтона”», — говорит Никита.
Первый частный заказ пришел к Никите от руководителя курса – тогда его попросили обновить дизайн квартиры. Однако Никита замечает, что и сейчас, так же, как и после выпуска, с работой все непросто: “Нужно иметь терпение, работать, работать, и еще раз работать. Но если раньше я работал на свое CV, то сейчас оно понемногу начинает работать на меня”.
Катя Мациевская-Кесич училась в Строгановской академии и на пятом курсе выиграла президентский грант, по которому уехала в Лондон. Здесь она, как и Никита, окончила факультет Interior Design в Chelsea college of Arts, а потом отучилась на MA Architecture в London Metropolitan University.
Во время учебы Катя участвовала в различных архитектурных конкурсах, на одном из которых познакомилась со своим будущим боссом. Так она получила рабочую визу Tier 2 и сейчас работает как архитектор и дизайнер, а в свободное время занимается живописью и керамикой и участвует в конкурсах и выставках. Такой порядок дает возможность заниматься некоммерческим искусством и не зависеть от дохода с продажи картин.
Татьяна Голованова тоже архитектор. Она живет в Англии более 20 лет; у нее давно есть гражданство и своя компания. Выпускница Высшей школы экономики в Москве, она всегда хотела заниматься чем-то творческим. Однажды Татьяна пришла на выставку британского образования в ЦДХ, после чего подала документы в несколько арт-колледжей. “Я рисовала всегда, но у меня не было никакого художественного образования,” — вспоминает Татьяна. Ей ответили сразу два университета, и так она попала в Chelsea College of Art, где отучилась на foundation, а позже получила диплом в Interior and Spatial Design и окончила магистратуру.
Еще во время учебы Татьяна начала преподавать в Chelsea College of Art. Она самостоятельно изучила программу Autodesk 3ds Max для создания трехмерной графики. Другие преподаватели с нею знакомы не были, поэтому Татьяну попросили вести класс по использованию этой программы. Когда она закончила магистратуру с отличием, ей сразу же предложили читать курс лекций по предмету Filming and Architecture. Позже она получила работу в компании, которая занималась дизайном временных выставок, и отработала в этой индустрии около восьми лет.
Каждый из рассказчиков так или иначе упомянул, что в арт-среде Лондона очень высокая конкуренция. Пробиться там крайне сложно, особенно сразу после выпуска. Например, молодая художница Анна Колосова рассказывает, что первые восемь месяцев после окончания университета денег не хватало даже на еду, не говоря уже о содержании мастерской. Анна окончила факультет Fine Arts в Central St. Martins, и вот уже два года у нее своя большая студия в Лондоне. Тем не менее удачные проекты попадаются не всегда, поэтому подрабатывать приходится везде, где платят деньги. Бывают моменты, что приходится работать официанткой по 14 часов в день 7 дней в неделю.
А вот Катя Мациевская-Кесич живет и работает в пабе. Этот жилищный вариант обозначается термином Property Guardian – такую функцию выполняет жилец, присматривая за бывшим коммерческим помещением вроде паба, при этом имея возможность снимать большую площадь по низкой цене. Катя рассказывает: “Это очень безопасная схема. В моем распоряжении весь этаж бывшего паба, и даже сад, где я могу работать при хорошей погоде. Это спасает меня от необходимости снимать отдельную студию вдалеке от центра”.
Многим опытным профессионалам также приходится переступать через себя, чтобы подстроиться под условия арт-среды в Лондоне. Мила Долман – скульптор. Она училась керамике в МГХПА им. Строганова, а сейчас получает второе образование в Royal College of Art (RCA) на факультете Fine Arts Sculpture. Мила уже успела построить карьеру в Москве, но с переездом все пришлось начинать заново. Она рассказывает, что многим приходится менять свой стиль искусства после переезда в другую страну. Она говорит: “Кем бы ты ни был в России, здесь приходится полностью себя менять. Нужно сделать шаг назад и поучиться”.
В России Мила создавала крупномасштабные скульптуры, а в Лондоне это делать гораздо сложнее – и места меньше, и все стоит совершенно других денег. Например, здесь нужно согласовывать все до мелочей, включая часто непонятные нам health and safety regulations. Мила говорит: “Когда сталкиваешься с формальными сложностями, они меняют твое искусство. Здесь ты уже не можешь работать в таких масштабах”.
Она делится художественными лайфхаками: например, советует проверять условия почтовой пересылки, чтобы заранее знать, какого размера и веса может быть скульптура. И рассказывает, как перевозила свои работы в лыжном чехле – потому что некоторые авиакомпании не требуют доплаты за спортинвентарь.
С Милой соглашается московский куратор Ольга Погасова, которая переехала Лондон по учебе и в данный момент оканчивает MA Culture, Criticism and Curation в Central St. Martins. Она отмечает, как смена обстановки сказывается на восприятии карьеры: “Интересно переключиться из рабочего состояния в учебное. Опыт никуда не девается, но на него нанизывается академическая база”. Ольга рассказывает, что и у младших студентов есть чему поучиться: “Ты оказываешься в среде людей младше себя. Глядя на них, я думала: “Да они же они же совсем беззаботные!” – и у меня появилось прекрасное чувство легкости, как когда тебе 20, которое улетучивается, когда ты начинаешь работать и навешивать на себя ответственность”.
Многие художники с опытом работы в России отмечают большие различия между российской и британской индустрией искусства. Мила Долман считает, что искусство в Лондоне отличается консервативностью. Здесь люди династиями занимаются коллекционированием, у них есть наработанные семейные связи. Все, кто в этом мире недавно, рассматриваются как чужаки. Она добавляет: “Здесь ты можешь выгодно себя продать, если ты фрик”.
Катя Мациевская-Кесич считает, в Лондоне сложно найти университет, где хорошо преподают академическую живопись. Здесь попросту мало художников, которые ей занимаются. “Поэтому, имея русскую академическую базу, здесь довольно просто участвовать в конкурсах и выставках Royal Societies. Их очень много, и они бывают самые разные: Royal Watercolor society, Pastel Society, Marine Artist Society, Society of Women Artists и другие”, – объясняет Катя. Тем не менее она отмечает, что ее творчество не стоит на месте: “Выставки королевских сообществ уместны, если мы говорим о фигуративном искусстве, но мне сейчас ближе современное искусство. На самом деле технически я нахожусь где-то между: заниматься живописью ради живописи мне уже очень скучно, но я все еще использую приемы из академической школы в своих работах”.
Катя, Мила и Ольга признают, что в Лондоне существует гораздо больше возможностей для художника, чем в Москве. Катя объясняет, что, если говорить об академическом искусстве, в Москве есть одно главное сообщество – Союз художников, который проводит одну-две выставки в год. В Лондоне же их намного больше, и каждое сообщество художников проводит свои отдельные показы. Катя участвует во многих выставках, близких ей по творческому направлению. В свой первый год в Англии она подала заявки одновременно на Royal Academy Summer Exhibition и Royal Portrait Society. Прошла на оба, но поскольку работ было мало, пришлось выбирать, и Катя выбрала выставку Royal Portrait Society.
В отличие от Москвы, в Лондоне существует огромное количество галерей. Мила считает, что именно поэтому еще одно большое отличие заключается в нишевости искусства. Здесь гораздо меньше возможностей заниматься разными вещами и пробовать себя в разных направлениях. Чтобы продвинуться в британской арт-среде, стоит максимально сузить свое творчество. Таким образом себя можно продвигать как человека, которого можно описать одним предложением. Ольга тоже делится своими впечатлениями от такой перемены: “Лондон поначалу кажется местом, открытым для возможностей, но по сути ты приезжаешь в город, где никого не знаешь. Происходит внутренний конфликт: с одной стороны, перед тобой безграничное поле, иди и гуляй, а с другой – в нем очень легко потеряться”.
Каждый из выпускников UAL успел достичь успеха всего за несколько лет. Например, в этом году, Катя Мациевская-Кесич заняла первое место на Birmingham Portrait Prize.
Татьяна Голованова открыла свою компанию, где создает различные архитектурные проекты. Они бывают самые разные, от дизайна частной квартиры до огромного выставочного павильона. Татьяна рассказывает, что, тендеры на проекты часто выигрываются в конкурсах – это часть бизнес-процесса в архитектурной индустрии. Когда проект выигрывает, Татьяна сама прорабатывает чертежи своих архитектурных решений. Далее эти чертежи отсылаются подрядчикам, которые выполняют строительство по всему миру. Сейчас она занимается дизайном крупного выставочного пространства в Германии, в планах – проект в Барселоне.
Анна Колосова вспоминает, что первым прорывом в ее карьере стала соло-выставка в Pekham. За последние два года Анна успела провести еще два соло-показа – в Лондоне и в Лейпциге. В свои 26 лет она также стала участником 7-ой Московской международной биеннале современного искусства – она проходит в этом месяце.
В ноябре 2017 года Мила Долман и Ольга Погасова открывают новое экспериментальное пространство The Red Door (“Красная дверь”) в South Kensington. Центральной идеей проекта стало утверждение Йозефа Бойса: «Каждый человек – художник». Кураторы пространства приглашают к участию в проектах не только профессиональных художников, но и простых людей, желающих заявить о своей позиции через современное искусство.
Благодарим за помощь в подготовке материала основательницу сообщества Arts London Alumni in Russia, Moscow (ALARM) Аню Мохову и Сalvert 22 Foundation.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…