Видео

Чтобы костюмчик сидел. Интервью с хозяйкой ателье Татьяной Кожевниковой, попавшей в список Forbes

28-летняя Татьяна Кожевникова переехала в Лондон более десяти лет назад, а в этом году попала со своим проектом Artefact в список Forbes «30 under 30», объединяющий вдохновляющих инноваторов в различных областях в возрасте до 30 лет. Zima Magazine поговорил с Татьяной об идеальных костюмах, которые скоро можно будет купить за криптовалюту, горестях и радостях ведения собственного бизнеса в Лондоне и компьютерных технологиях.

— Начнем с главного беспокоящего редакцию вопроса. Расскажите, пожалуйста, как попадают в списки Forbes?

— На самом деле номинировать себя может любой. Для этого необходимо лишь заполнить специальную форму на сайте, описать свой проект, указать некоторые бизнес-показатели и другую общую информацию. Попробовать меня вдохновил мой супруг, который изначально к идее пошива костюмов относился довольно скептически. А теперь одет лучше всех в своем офисе. Я заполнила форму и забыла. Через некоторое время получила письмо о том, что я попала в short list. Затем – приглашение на вечеринку для победителей. Оно застало меня совершенно неожиданно – я ехала в такси из аэропорта и сначала не поверила своим глазам. Тем не менее, все оказалось взаправду.

— Есть ли у такого признания какое-либо материальное выражение? Подразумевает ли попадание в Forbes «30 under 30» денежную премию? Стало ли после получения премии больше клиентов?

— К сожалению, нет (смеется). Все признание выражается в попадании в список и на вечеринку для победителей. Клиентов тоже пока существенно не прибавилось. Однако количество посещений сайта выросло. Надеюсь, скоро оно конвертируется в количество заказов.

— Почему именно этот бизнес? Вы всегда тянулись к fashion-индустрии?

— Склонность действительно была всегда. Но я и представить не могла, что открою свое дело в этой сфере. Когда я рассматривала возвращение в Казахстан, я думала приобрести франшизу какого-нибудь большого сложившегося бренда, и несколько брендов мне отказали. Прошло время, у нас с мужем родился ребенок и мы решили остаться в Лондоне. Я поймала себя на мысли, что мы никогда не можем здесь купить Филиппу (мужу Татьяны) костюм.

Казалось бы, здесь столько всего, но в магазинах это всегда какой-то компромисс. А опыт обращения к портным оказался неудачным. Так я начала присматриваться к этому бизнесу: выясняла, кто что делает, за сколько, где и как устроено производство и т.д. Поняла, что это очень дорого, потому что у портных большие накладные расходы. И несовременно, потому что все портные – это, как правило, мужчины за пятьдесят.

Мне показалось, что этот бизнес можно сделать гораздо лучше. Когда я нашла тех партнеров, с которыми я сейчас работаю. Эта компания ведет наше производство в Португалии. Тут я и поняла, что весь процесс, в принципе, уже знала. Во-первых, у меня был какой-то минимальный опыт. В детстве мы с мамой и бабушкой постоянно шили мне брюки. Я была очень худая и найти подходящие мне в Казахстане в те времена было невозможно. Еще я сама себе делала тканевые сумки, да и уроки труда в школе помогали. Во-вторых, я записалась на курсы портных в Лондоне.

Так я приглядывалась к этому бизнесу несколько месяцев, обдумывала, наблюдала, подсчитывала. Теоретически я могла сшить костюм сама. Момент, когда я поняла, что мне не нужно этого делать самостоятельно, но при этом я могу предложить клиенту действительно качественный товар, был моментом, когда я решилась. Я подумала, что сегодня все делается онлайн. Товары тоже ищут онлайн и решила, что мне не обязательно иметь репутацию. Если у меня будет хороший сайт, если я покажу, что делаю свою работу хорошо и предложу конкурентные цены – шанс есть. Почему бы не попробовать?

Первоначальные инвестиции составили £75 тыс. Это были средства, которые я заработала раньше в фармацевтической компании. И частично помощь родителей.

До сих пор почти все заработанные средства я вкладываю в бизнес. Операционной прибыльности я добилась после шестого месяца.

— Что отличает Artefact от классических лондонских портных?

— В отличие от большинства портных с просторным офисом на первом этаже с панорамными окнами, я стремлюсь сократить постоянные издержки бизнеса. В моем шоуруме висят несколько пиджаков «классических» размеров. То есть, то, что вы найдете в ритейле. Все их параметры занесены в компьютер. Когда человек приходит ко мне на примерку, я отмечаю, где и как пиджак нужно изменить в соответствии с его фигурой и предпочтениями, и вношу соответствующие корректировки в программу.

Если обычно к портному на подгон костюма приходится заглядывать несколько раз, то ко мне приходят на одну примерку. Затем уже забирают готовое изделие. Но корректировок в стандартные лекала я вношу немало. Для одного пиджака их может быть около пятнадцати, для брюк часто хватает пяти. Затем эти скорректированные данные отправляются на производство в Португалию. Там детали вырезаются из ткани лазером и сшиваются в готовое изделие.

Artefact выгодно выделяют несколько особенностей: снятие мерок сопровождается постоянным проговариванием и согласованием с клиентом всех параметров будущего изделия; точный раскрой с помощью лазера; отлаженность производства. Часто ко мне обращаются люди, которые уже пользовались услугами портных и остались недовольны непредсказуемостью качества их работы. У нас же результат без неприятных сюрпризов. И привлекательная цена, которая складывается благодаря относительно низким издержкам.

— С какими сложностями пришлось столкнуться?

— Один из самых сложных моментов для меня найм людей. Я искала сотрудников делать сайт, вести бухгалтерию, создать дизайн-проект для студии. Во всех случаях пока сотрудничество оказалось неудачным. Нанимать людей очень непросто, даже если ты платишь им хорошие деньги и хорошо к ним относишься.

Свой бизнес делать тяжело. Примерно первые полгода перед каждой примеркой я не могла спать по ночам. Переживала, что сделаю какую-нибудь ошибку, или о том, что у клиента могла существенно измениться фигура. Были и моменты, когда хотелось все бросить. Особенно до того, как бизнес вышел в операционную прибыльность. И сейчас такое настроение бывает. Работая в воскресенье ночью, невольно задаешься вопросом, зачем ты это делаешь. А потом я получаю изделие, человек приходит на финальную примерку и забирает его с улыбкой, и я понимаю, зачем.

Особенно приятно, когда через пару месяцев он к тебе возвращается. Это и не удивительно. Когда знаешь, как по-настоящему должен сидеть костюм, когда знаешь эту разницу, когда костюм сидит действительно хорошо, то в обычный магазин ты не вернешься. После запуска своего бренда в магазины даже тех марок, которые раньше я обожала, я заходить не могу. Целыми днями я работаю с тканями премиального качества, и когда захожу в другие магазины, разница видна невооруженным глазом. Я моментально чувствую запах полиэстера, вижу, как он выглядит, чувствую его тактильно, вижу все эти пластмассовые пуговицы – и больше там покупать ничего не могу.

— Что в вашей работе самое приятное?

— Наверное, обратная связь с покупателями. Я помню своего первого клиента, помню свой мандраж перед встречей с ним. Он, кстати, заказал не костюм, а пальто, и был очень доволен. Пальто было одним из экземпляров, которые я выставила в инстаграм. Он сказал, что ему очень понравилась ткань, и он хочет такое же. Мы немного изменили дизайн по его вкусу и сшили его из той же ткани. Потом он несколько раз писал, что в этом пальто он постоянно получает комплименты, а в декабре сообщил, что хочет заказать еще и костюм. Это очень приятно.

Большая часть моей работы – понять, что нужно клиентам на самом деле. Часто они приходят и говорят: «Мне нужен серый костюм». Я спрашиваю, почему серый, и человек теряется. Большинство просто не представляет себе всего разнообразия цветов и фасонов. Если бы я просто делала то, о чем меня просит клиент, я бы не шила ничего кроме серых костюмов. Я наливаю каждому клиенту чашку чая и стараюсь с ним подольше поговорить, понять, какой у него на самом деле запрос.

Открывать свой первый бизнес было волнительно. И волнительно до сих пор. Я не могу сказать, что дела у меня идут исключительно в гору, бывает по-разному. Бессонные ночи – не редкость. Но я знаю, что, если бы я этого не сделала, я бы потом всю жизнь думала о том, почему я не попробовала. Не хочу всю жизнь провести с мыслями «А что было бы, если…».

— Что дальше? Каким Вы видите развитие Artefact?

— Мне все еще предстоит довести свою бизнес-модель до состояния, в котором она бы меня полностью удовлетворяла.Например, поэкспериментировать с маркетингом, добиться более стабильной прибыли, наладить собственный регулярный сон. Когда я этого добьюсь, я планирую превратить Artefact во франшизу и открыть по одному ателье в каждом крупном городе Европы. Еще совсем скоро лондонское отделение начнет принимать в качестве средства оплаты криптовалюту. И будет первым в мире. Мне нравится идти в ногу со временем.

Фото: Алина Агаркова

Наталья Пушкарева

Магистр права и финансов, в свободное время увлекающийся всяческими liberal arts. В Великобританию переехала осенью 2014, в Лондон - в августе 2015.

Новые статьи

Отдаст ли Британия Чагос? И другие важные темы недели

Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…

3 дня ago

Видео: встреча «Литературная рулетка». Презентация книг Бориса Акунина

Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…

4 дня ago

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по Англии. Дома-мастерские

Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…

4 дня ago

Как избежать конфликтов и юридических споров в международных семьях: рекомендации экспертов

Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…

5 дней ago

«Три феи. Английская сказка». Фрагмент новой книги Бориса Акунина

Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…

6 дней ago

8 британских сериалов, которые вы могли пропустить в 2024 году

«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…

7 дней ago