Яна Цыпцына рассказывает, почему в Оксфорде бумажной волокиты в разы больше, чем в Санкт-Петербургском государственном университете.
Студенты славятся своей необязательностью: они часто все делают в последний момент, пропускают дедлайны, забывают подписать необходимые документы и прогуливают пары. Больше других они не любят бумажную волокиту, мало имеющую отношение к их учебе. Многие учебные заведения привыкают к такому характеру своих подопечных и идут им навстречу. Большинство вопросов стало решаться в электронном формате, а если количество физических бумажек где-то и не уменьшилось, то понятных инструкций к ним стало больше. Но только не в Оксфордском университете.
На знакомство с бюрократической машиной одного из лучших вузов Великобритании и привыкание к ней может уйти целый год.
Если на моем родном факультете свободных искусств и наук в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) учебный отдел всегда работал на ура и предупреждал студентов заранее и по нескольку раз о том, что, где, когда и как нужно подписать, то в Оксфорде приходится постоянно выяснять это самим.
В связи с тем, что университет здесь – это целый город, разделение ответственностей в котором происходит не самым очевидным способом, на знакомство с бюрократической машиной одного из лучших вузов Великобритании и привыкание к ней может уйти целый год. Не лучшие новости для студентов, у которых программа магистратуры в Великобритании и так длится всего год, как, например, у меня.
Бюрократия чувствуется с первых минут зачисления в университет. Студент в Оксфорде формально принадлежит сразу к нескольким инстанциям: самому университету, одному из 44 колледжей, факультету и непосредственно программе обучения. Не стоит забывать о четком разграничении undergraduates и postgraduates студентов, правила игры для которых всегда меняются. К каждой из перечисленных инстанций студент будет в дальнейшем обращаться по самым разным вопросам. Поэтому сразу стоит обратить внимание, что есть что и для чего оно нужно.
При этом для студента значение каждой этой внутренней инстанции зависит от степени, которую он получает. Так, выбор колледжа имеет разное значение для бакалавров и магистров. Научный руководитель бакалавра должен относиться к тому же колледжу, что и его студент, в то время как магистр может выбирать себе в руководители профессора любого из 44 колледжей Оксфорда. Колледж же менять нельзя никому, ибо принимать приглашение от университета можно только вкупе с приглашением от колледжа. Отказ от которого означает отказ от учебы в самом Оксфорде. А теперь представьте все количество бумаг, которое нужно собрать для этого.
Один из самых ярких примеров того, как Оксфорд ради сохранения своих традиций, которые он очень любит, и за которые всегда крепко держится, порождает бюрократию, это такая банальная вещь как сдача экзаменационных эссе. Каждое эссе сдается строго в распечатанном виде в двух экземплярах в здание Examinations school. Работы должны быть в специальном конверте, на котором будет только ваш candidate number. Это особый номер, который не совпадает со студенческим номером, используемым во всех остальных случаях, кроме экзаменов. Candidate number находится только на личной странице на сайте Оксфорда в особом разделе и больше нигде его не найти. Он же должен быть на титульнике. Никаких имен, все строго анонимно.
В конверте с эссе должен быть еще один конверт. Внутри которого должна быть особая декларация, подтверждающая, что эссе вы писали сами, и плагиата там нет. Если повезет, то про декларацию вам либо скажут в здании Examination schools. Либо вы прочтете о ней на административном сайте с правилами приема экзаменов. К слову, если где-то и найдется упоминание декларации, то без инструкции, которая могла бы пригодиться из-за неоднозначности вопросов. У разных факультетов еще и разные к ней требования, о которых я впервые услышала только от человека, которому учащиеся сдают свои эссе.
Внутри Оксфорда настолько все разрозненно, что даже местные сотрудники не в силах все запомнить.
Помочь люди в Examinations Schools не могут. Внутри Оксфорда в Великобритании настолько все разрозненно, что даже местные сотрудники не в силах все запомнить. Они только предлагают самим проверить требования в компьютерах, установленных тут же.
На общение с сайтом тоже может уйти большое количество времени. Навигатора по нему нет, так что требований к самой декларации я так нигде и не нашла. Но без нее вам не смогут поставить оценку. Когда я первый раз сдавала эссе, то про декларацию ничего и не знала. В итоге на ушах стояли все, пытаясь заставить меня ее написать. Четыре человека мне писали из разных друг с другом не связанных административных учреждений даже на личную почту. Инструкций по заполнению выслать они, правда, так и не удосужились. Пришлось идти на факультет и заполнять все вместе с администрацией!
Только оказавшись в Оксфорде, я осознала, как с нами, нерадивыми студентами, возились в СПбГУ.
Мне, конечно, повезло с факультетом, на котором я училась в Петербурге, ибо он совершенно особый. Начиная от американской системы образования Liberal Arts и заканчивая программой Sakai, которая могла иногда не работать, но хранила всю необходимую информацию и документы. Даже если мы не могли с этой системой разобраться сами, учебный отдел постоянно присылал нам разные ссылки, инструкции и прочие напоминания.
Только оказавшись в Оксфорде, я осознала, как с нами, нерадивыми студентами, возились в СПбГУ. Помню, как сотрудники даже приходили к нам на защиту дипломов, чтобы все необходимые «бумажные процедуры» были выполнены правильно. Тогда еще комиссия заставила нас печатать дипломы, но так как это было не по регламенту, а принтеры в компьютерном зале не работали, в учебном отделе распечатали дипломы всем, кому было нужно. Даже не в одном экземпляре.
Казалось бы, я уже почти год как закончила петербургский университет, где отголоски советского прошлого все же имели место быть. Однако замечу, что эти пережитки хотя бы родом из ХХ века. В то время как в Оксфорде все бумажные процессы сохраняются в угоду традициям чуть ли не времен основания самого университета. Тогда общаться с администрацией можно было только по бумажной почте, а оценки за экзамены узнавали только в конце учебного года.
Благодаря поступлению в Оксфорд я узнала, что отправлять письма в Великобританию «Почтой России» не так дорого и долго, как казалось. И нашла особую романтику в ожидании с декабря по июнь оценок за эссе, которые должны пройти миллион инстанций, прежде чем добраться от меня до проверяющих лиц и обратно. Походы от одного административного здания к другому во время учебы в Оксфорде с целью выяснить типичные вопросы в стиле «кто прав и кто виноват» теперь кажутся увлекательной прогулкой по средневековому городу, а квест «сдай эссе так, чтоб его приняли с первого раза» — очередной проверкой на прочность от вуза номер один в мировых рейтингах.
Узнать больше про жизнь студента Оксфорда можно в телеграме Яны @oxfordtourswithyana
Фото автора и pixabay.com