Образование

Degree apprenticeships: чем «заочка по-британски» лучше/хуже, чем обычная учеба в университете

20.03.2019Наталья Мосунова

C 2015 года некоторые британские университеты предлагают вместо обычных вузовских курсов пройти degree apprenticeships – своего рода гибрид заочного образования и производственной практики для работающих полную рабочую неделю. Рассказываем, чем это лучше, чем обычный университет. И чем это хуже, чем обычный университет.

Почему это вообще начали делать

Введение такой очень нетипичной для Великобритании формы обучения – попытка разрешить сразу несколько кризисов в образовательной системе.

Конечно, когда университеты только создавались (то есть в XI-XII веках), речи о том, чтоб давать в них профессию не шло. Статус университетов как, в первую очередь, научных и исследовательских учреждений сохранялся очень долго. В Великобритании разница между университетами и прочими учреждениями высшего образования, где можно было получить прикладную специальность, существовала до начала 1990-х: многие из нынешних университетов до того момента были политехникумами, то есть высшими учебными заведениями для обучения технической профессии.

Однако в 1992 году политехникумы были преобразованы в университеты с университетскими свободами, включая присуждение степеней, и университетскими обязанностями проводить исследования и самостоятельно находить для них финансирование.

Реформа эта остается очень неоднозначной и до сих пор вызывает бурную критику как со стороны профессионального образования, так и со стороны представителей науки (почитать об этом можно тут, тут и тут). А мы просто напомним, что университеты, произошедшие от политехникумов, никогда не занимают высокие места в традиционных рейтингах вроде ТНЕ.

Чего не могут университеты

В Великобритании разрыв между моментом окончания университета и первой работой по специальности может достигать 4-5 лет при довольно высокой стоимости обучения. Поэтому неудивительно, что университеты тоже находятся под градом требований дать навыки, необходимые для профессиональной деятельности и обвинений в низком качестве  образовательного процесса. Иногда жалобы студентов на трудности получения первой работы приводят к тому, что политики требуют от университетов введения все новых и новых курсов или действий, исторически не свойственных университету.

Следующий слой проблемы – превращение университетов из учреждений, призванных развивать науку, в своеобразную «передержку» для взрослых детей, которые еще не определились, кем они будут когда вырастут (внимательный читатель наверняка задавался вопросом, куда идут работать выпускники многочисленных факультетов по Art, Social and Political Studies, American Studies и других факультетов, которые предлагают программы, которым очень трудно найти практическое применение на рынке труда).

И завершает нашу пирамиду претензий общества к университетам их сохраняющаяся элитарность: выходцам из непривилегированных слоев общества все еще трудно попасть в университет, получить степень и сделать карьеру в выбранном направлении. То есть эффективными социальными лифтами британские университеты так и не стали.

Британская «заочка»

Чтобы дать возможность получить высшее образование как можно более широкому кругу людей,  упростить для них переход от технических специальностей к управленческим позициям и решить проблему содержания студента во время учебы, в Англии, Шотландии и Уэльсе в 2015 году были введены программы degree apprenticeship. Что это значит?

Программы рассчитаны на тех, кому от 18 до 24 лет (если вы старше, вы тоже можете поступить, но вам придется платить). Те, кто поступил на подобные программы, получают университетскую степень – бакалавриат или магистратуру, работая по специальности полный рабочий день и параллельно обучаясь в университете. Такое обучение возможно, только если есть договоренность между университетом и работодателем. Финансирует программу правительство совместно с потенциальными работодателями, студент ничего не платит.

Однако далеко не все специальности и не все университеты будут доступны. Сразу скажем, что наиболее престижных университетов среди тех, которые участвуют в этой схеме, нет.. Специальности тоже ограничены, но выбор есть даже в области права и финансов.

Продолжительность курса может занимать до шести лет, в отличие от трех (редко – четырех) лет обычного курса, но все это время работа будет оплачиваться, и часто выше минимального размера оплаты труда. Формы университетских программ разные – от вывода части курсов в онлайн до посещения занятий блоками во время отпуска на основной работе.

Поскольку у обучающихся по такой схеме статус работника полной занятости, а не студента, и финансирует программу правительство Великобритании, очевидно, что для иностранных студентов эта форма недоступна. Трудоустройства эта модель также не гарантирует, хотя полученный опыт в выбранной сфере, конечно, шансы выпускника увеличивает.

Какие недостатки есть у этой модели?

Критики этой модели отмечают, что, хотя формально учащиеся получат университетские степени, это образование вряд ли будет сопоставимо с университетским по всем направлениям. Есть вероятность, что с новой формой обучения произойдет то же, что случилось с «вечеркой» и «заочкой» на постсоветском пространстве: теоретически дипломы равны, практически предпочтение при повышении отдается тем, у кого полноценный диплом дневного отделения. И тому есть разумное объяснение. Британский университет – это не только набор знаний, это еще и критическое мышление, способность к исследованиям, к освоению новых тем самостоятельно, а в силу занятости на работе у студента может оставаться меньше ресурса для всего, что не связано с прикладными задачами.

Эта проблема менее остра для тех, кто принял решение пойти в новую схему, уже имея университетскую степень (да, так тоже можно).

Если у вас нет права на работу в Великобритании, этот вопрос не стоит. Ваш путь –только в традиционный университет.

Для остальных читателей – небольшой чек-лист, чтобы разобраться, какие преимущества и недостатки существуют у degree apprenticeships.

1. Возможность выбора курсов и смены специальности

Университетское образование предлагает множество курсов по выбору, и это дает шанс на более гибкую карьеру после окончания. Например, после юридического факультета можно пойти в науку, политику, благотворительные и правозащитные организации, образование и так далее. Что, впрочем, никак не решает проблему отсутствия опыта работы по специальности как главного препятствия к трудоустройству.

Аpprenticeship: это узкая специализация на выбранном направлении.

2. Навыки

В университете при прохождении традиционного курса неизбежно приобретение особо востребованных сейчас soft skills – публичной речи, переговоров, лидерства, критического мышления и т. п.

Аpprenticeship: из-за ограниченного времени, проводимого в стенах университета, и невключенности во многие типичные процессы есть риск, что эти навыки будут развиваться существенно меньше. А именно они становятся критерием найма и продвижения.

3. Деньги

Университет: £9.200 в год, возможности для работы ограничены

Аpprenticeship: Тем, кому от 18 до 24 лет, за курс ничего платить не надо, заработная плата выплачивается за полную рабочую неделю. Для тех, кто старше 24 лет, может быть установлена плата.

4. Выбор специальности

Университеты: все, что заявлены на сайте.

Аpprenticeship: только те направления, где есть договоренность с конкретным работодателем. Пока в программе больше технических специальностей, но есть и консалтинг, и право, и аудит, и финансы.

5. Выбор университета

Университет абитуриент выбирает сам.

Аpprenticeship: такого выбора нет, потому что заявка на программу подается работодателю, и в случае ее одобрения курс проходят в том университете, с которым у компании есть договоренность. Есть и обратная сторона: подавляющее большинство работодателей – это глобальные компании с отличной репутацией: Airbus, BAE Systems and Rolls Royce; BMW Group UK, Toyota Manufacturing UK, Vauxhall Motors, BT, Fujitsu, Network Rail, Barclays, HSBC, Santander, Astra Zeneca, GSK, Pfizer Inc; EDF Energy и так далее.

Каковы результаты?

Хотя перспективы новой формы обучения оценивать рановато, нельзя не отметить две вещи. Во-первых, по итогам 2018 года 90% обучавшихся по этой модели получили работу или продолжили обучение по специальности. Эти показатели сопоставимы по успеху с показателями самых престижных факультетов топ-10 университетов. У менее престижных университетов этот показатель может составлять 50-60%. То есть пока выпускники Аpprenticeship более востребованы работодателями.

Во-вторых, оказалось, что несмотря на ориентацию на наименее защищенные и амбициозные группы школьников, эта форма стала популярной у среднего класса. Пока более половины участников программы – это дети из наиболее благополучных семей.

Фото Shutterstock

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: