Искусство

Русскому отделу Christie’s – 50 лет. Чем он удивит нас в юбилейный год?

В 2019 году департамент русского искусства Christie’s отмечает свое 50-летие. За это время аукционный дом смог стать одним из крупнейших игроков на рынке русского искусства. Именно здесь были проданы самое дорогое произведение русской живописи («Супрематическая композиция» Малевича) и самое дорогое произведение декоративно-прикладного искусства («Яйцо Ротшильда» Фаберже).

В 1969 году Christie’s открыл первый департамент русского искусства в Женеве. В 1970 году  там прошли первые русские торги Christie’s. С тех пор на аукционе Christie’s выставлялись самые известные частные коллекции русского искусства.

В 1986 году впервые прошли русские торги Christie’s в Лондоне. Сегодня они проводятся дважды в год – в июне и в ноябре.

На первых русских торгах было всего по 50 лотов, а спустя полвека – уже в три раза больше. И дальше будет только интереснее. Глава департамента русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен приоткрыл журналистам тайны юбилейного года.

Открытия 2019 года

Главным открытием года стала драгоценная тиара работы Фаберже (на верхнем фото), выполненная по заказу правнука Николая I – великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца IV. Она была сделана в 1904 году в качестве свадебного подарка герцога его невесте принцессе Александре Камберлендской и Ганноверской.

Тиара принцессы – совершенно уникальный случай в истории дома Фаберже. До нас дошла не только сама драгоценность, но и подробная переписка между великим герцогом и Евгением Фаберже, в которой обсуждались детали будущей тиары. Августейшие заказчики всегда вникали в детали будущего проекта и внимательно обсуждали эскизы. Часть писем с обсуждением тиары будет опубликована в каталоге к майскому аукциону в Женеве. Предполагаемый эстимейт этого исторического лота – $230 000 – 340 000.

Среди топ-лотов аукционов 2019 года также картины Константина Маковского, Ивана Шишкина, Александра Дейнеки и Сергея Чехонина, серебро XVIII века и фарфор эпохи Николая I.

Отдельная гордость летнего аукциона Christie’s – ряд работ из архива русского графика Сергея Чехонина. Это первый случай в истории рынка русского искусства, когда на одном аукционе появилось такое огромное собрание работ художника. Чехонин начинал свою карьеру как член легендарной художественной группировки «Мир искусства» и книжный иллюстратор. Но все изменилось в 1917 году – прогремела революция, и искусство Чехонина преобразилось. На смену плавным и мягким линиям его ранней графики пришли резкие и острые авангардные формы советского искусства. Сергей Чехонин стал художественным руководителем Фарфорового завода в Петрограде, производившим агитационное искусство.

Но такой большой талант не мог не сохранить самобытность и оригинальность своего искусства. Его отдушиной стала книжная графика. Как и все выдающиеся графики советской эпохи, Чехонин прошел через детскую книжную иллюстрацию. Этот невинный жанр был зоной относительной творческой свободы, где можно было экспериментировать с новыми приемами и стилями. Самый любопытный лот Christie’s – эскиз обложки «Пятидесяти поросят» Чуковского, который Чехонин делал в 1920-1930-е годы.  Эстимейт обложки – £20 000 – 30 000.

Сергей Чехонин. Эскиз обложки и иллюстрации к изданию «Пятидесят поросят» Корнея Чуковского

Среди самых дорогих лотов – «Натюрморт с флоксами» Александра Дейнеки, оцениваемый в £200 000 – 300 000, «Лежащая обнаженная» Константина Маковского, оцениваемая в £200 000 – 300 000, и картина Ивана Шишкина «Сиверская» с таким же эстимейтом. На картине Шишкина изображена деревня Сиверская под Петербургом, где он часто проводил летние месяцы и делал натурные этюды. «Здесь легко дышится, замечательная природа», – говорил художник. Кстати, именно в Сиверской Шишкин нарисовал свое «Утро в сосновом лесу». Интересно, какому счастливчику удастся заполучить «тот самый лес» Шишкина?

Иван Шишкин. Сиверская

Мария Березанская

Березанская Мария – кандидат философских наук, исследователь искусства и культуры ХХ века. Автор книги «Марк Шагал. От мифа к эпосу» и статей об искусстве авангарда. Вела курсы и циклы лекций в МГУ им. М.В. Ломоносова, центре современного искусства «Винзавод», Еврейском музее и Центре толерантности, Центре изучения иудаики «Сэфер». Создатель просветительского блога о современном искусстве @masha_be_

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

2 дня ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

3 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

3 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

4 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

5 дней ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

6 дней ago