Искусство

Дешевая порнография или высокое искусство? Японские комиксы манга в Британском музее

01.07.2019Мария Березанская

С чем обычно ассоциируются японские комиксы манга? Эротические истории для взрослых, странноватые романы в картинках и подростковые сказки о супергероях. Британский музей решил развеять мифы о современной японской графике и показать искусство манга таким, каким мы его никогда не видели – серьезным и драматическим. До конца лета в Британском музее идет крупнейшая в мире выставка за пределами Японии японских комиксов манга.

Но получилось ли у кураторов задуманное? Смогли ли организаторы выставки реализовать столь амбициозную задачу? Об этом в сегодняшнем выпуски арт-колонки. 

Noda Satoru, Golden Kamuy, 2014

Сквозь кроличью нору

Как объяснить западному зрителю, что такое «манга»? В Британском музее решили, что попасть в волшебный мир японских комиксов можно с помощью хорошо знакомой англичанам «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. При входе зрителей встречает нарисованная японским художником Кацухиро Отомо история маленькой девочки Алисы. Манга по мотивам повести английского писателя служит своеобразным «порталом» между западной и восточной культурами. Проходя через этот портал, как сквозь кроличью нору, зритель оказывается по ту сторону Зазеркалья – в мире современной японской культуры. 

Hoshino Yukinobu (b. 1954) Alice, 1985

Чтобы не потеряться в новой реальности, перед погружением зрителю предлагают пройти небольшой ликбез и научиться читать манга. Как и  японские тексты, картинки считываются справа налево. Комиксы немного напоминают алфавит – каждый знак, улыбка, рисунок имеют какой-то скрытый смысл. Например, обратите внимание на фон за спинами персонажей – оказывается с его помощью передается эмоциональное состояние героя!

Славное прошлое

Кураторы выставки решили напомнить о том, что японские комиксы имеют весьма солидную историю. Первые прототипы комиксов появились в Японии еще в VIII веке.  Это были адаптированные пересказы сложных текстов, сделанные в виде «книжек с картинками». Самым известным автором «древних комиксов» был монах XII века по имени  Содзё Тоба. Ему в голову пришло менять картинку по ходу повествования, создавая таким образом что-то вроде графической кинохроники. 

Знаменитые на всю Японию «Веселые картинки из жизни зверей и птиц» Тоба считаются прототипом современных историй манга. Вскоре у талантливого монаха появилось множество последователей, и похожие на работы Тоба «веселые картинки» возникли в разных уголках страны. На выставке можно увидеть дошедшие до нас копию рисунка XII века с веселым зайцем и лягушкой. 

Официальное рождение манга случилось в начале XIX века. Придумал манга крупнейший японский художник Кацусика Хокусай. Хокусай был человеком, одаренным в самых разных областях искусства: он писал стихи и прозу, делал  гравюры, интерьерные росписи и даже эротические рисунки. Однажды художник решил соединить свои увлечения воедино и создать универсальный жанр, где текст соседствует с изображением. Свое изобретение Хокусай назвал манга, что переводится с японского как «гротескные» или «странные картинки». Кстати, созданные Хокусаем манга не потеряли актуальности по сей день – его стилистику и мотивы частенько заимствуют художника ХХI века.

Kawanabe Kyōsai (1831-1889),  Shintomiza Kabuki Theatre Curtain, 1880.

В залах Британского музея можно найти гравюры и графику XIX века, которые дали начало современным комиксам. Надо сказать историческая часть выставки получилась весьма бедной. Вместо изящной истории японской визуальной культуры, которая могла бы развернуться в залах лондонского музея, кураторы ограничились лишь мимолетными упоминаниями и небольшой стеной со старыми мастерами. Немного спасает ситуацию огромный 17-метровый занавес театра кабуки, созданный Каванабаки Киосай в 1880 году. Впечатляющая панорама изображенных на холсте фантастических духов и чудовищ стоит того, чтобы ради одного этого вида пойти на выставку. Кроме того, летняя выставка в Лондоне станет для занавеса последним путешествием за пределы Токио. Полотно находится в плачевном состоянии и после возвращения в Японию, оно останется там навсегда.  

Восток и Запад

Современная манга развивалась на пересечении двух миров – западного и восточного. Традиционный жанр, придуманный Хокусаем столкнулся в середине XIX века с привезенными в страну американскими комиксами. В Японии стали выпускать журналы с комиксами на английском и французском языках. Постепенно японская культура переварил западные влияние и адаптировала инородные новшества под себя. У американских художников японцы позаимствовали технику рисования карандашом и массовую типографскую печать. А вот эстетика «историй в картинках» осталась прежней.

На протяжении всего ХХ века популярность манга продолжала расти. Пока западное искусство  проходило через многочисленные авангардные течения от кубизма до абстрактного экспрессионизма, японцы оставались верны традиционным представлениям об эстетике. Популярность комиксов была так велика, что в Японии начали издавать книги со сборниками рисованных историй.

Манга чутко реагировала на исторические события. В начале ХХ века после вторжения американцев в размеренную жизнь восточного государства,  появился забавный комикс «Тагосаки и Макубэ осматривают Токио». Главные герои этой истории попадают из японской глубинки в перестроенный европейцами город и никак не могут в нем сориентироваться. Попадая в сотню нелепых ситуаций, главные герои комикса Тагосаки и Макубэ показывают болезненное несоответствие между мирами Востока и Запада. Во время Второй мировой манга превращается в средство политической пропаганды, а после окончания войны вновь получает свободу.

Бюро муниципального транспорта Киото. Плакат «Давай поедем на метро»

После войны манга переживает небывалый расцвет. Тиражи журналов с комиксами достигают  фантастических цифр. Например, комиксы «бога манги» Тэдзука Осаму выходили тиражами по 400 тысяч экземпляров. Тэдзука начал выпускать многосерийные манга: история была разбита на много небольших отрывков, которые выходили раз в неделю с новым номером журнала. Комиксы приобрели форму эпических сказаний – если раньше рисованные истории умещались на десятке страниц, то теперь манга запросто могла занять сотню, а то и тысячу. 

Манга от младенчества до пенсии

Сегодня комиксы (манга) и анимационные фильмы (анимэ)  – это самые главные составляющие массовой японской культуры. Быть режиссером анимационных фильмов считается среди японцев престижной профессией, а обучение рисованию комиксов даже включено в школьную программу. В Японии выросло не одно поколение людей, с детства воспитанных на историях в картинках, их представление о мире фактически было сформировано под влиянием манга!

The Poe Clan, Hagio Moto (b. 1949), 1972-1976

Вхождение в мир манга начинается с самого детства: существует отдельный жанр манга для самых маленьких – кодомо. Для детей постарше и подростков японцы придумали целых два вида комиксов – для мальчиков (сёнен) и для девочек (сёдзе). Манга очень четко разделяется по гендерному признаку: истории о девушках обычно сочиняют женщины, а «мужские комиксы» соответственно рисуют мужчины. Поколение, выросшее в 1990-е, наверняка помнит популярный японский мультфильм «Сейлор-Мун». В основе популярного мультика лежала та самая «манга для девочек», где главной героиней была обладавшая сверхспособностями японская школьница.  

Находчивые японские родители быстро смекнули, что с помощью любимых комиксов можно усадить школьников за уроки. Так появилась 55-томная история Японии в манга и учебник по экономике. На выставку в Лондон в качестве примера образовательной манга привезли забавную книжку о футболе.

Takahashi Yoichi, Captain Tsubasa, 1981 — 88

Повзрослев, вчерашние подростки хотели увидеть в манга и более серьезные темы и сюжеты. Так комиксы вернулись к своим истокам – манга вновь стала серьезным искусством. Как и всякое большое искусство, манга невероятно разнообразна. Здесь есть любовные романы и научная фантастика, скабрезные рассказы и политическая сатира. Существуют даже такие экзотические жанры как бизнес-манга, образовательная манга и переложенные на язык комиксов литературные произведения. Можете представить себе «Преступление и наказание» в виде японского комикса? А такое есть! Культовый роман Достоевского нарисовал не менее культовый японский художник Тэдзука.

Среди оригинальных находок японских художников можно отметить манга на тему религии. Что вы скажете на рисованную историю о Будде или об Иисусе? Обязательно загляните в «религиозный раздел» и своими глазами посмотрите на фантастические интерпретации традиционных священных текстов.

При этом никакого экстремизма в музейных залах вы не найдете. Кураторы немного лукавят – в Лондон привезли лишь самые правильные, прилизанные образцы манга. Противоречивые сексуальные сцены и сцены насилия, которые являются неотъемлемой частью мира манга (ну и мира в целом, чего уж там) устроители выставки решили не выносить на суд широкой публики.

Бренный мир

После посещения выставки начинаешь понимать, что манга в Японии – нечто гораздо большее, чем просто вид комиксов. Забавные картинки воплощают представления японцев о мире и раскрывают всю суть загадочной японской души. Популярный в Японии буддизм учит, что все вещи, предметы и явления призрачны и недолговечны. Каждую секунду мир меняется, в нем нет никаких вечных, раз и навсегда данных констант. Чтобы уловить все эти изменения, японцы начинают делать зарисовки окружающей их реальности, своего рода скетчи. Японское изобразительное искусство от традиционных гравюр в жанре укиё-э (дословно «картины проходящей жизни») до современных манга – это попытки ухватить непрерывно изменяющийся поток бытия.

Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы читать другие интересные статьи о Лондоне и об искусстве!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: