Чем ближе окончание форума, тем плотней становится программа. Пока на пляже идут дискуссии о религии и этике генетической инженерии будущего, мы говорим о русском интеллекте и медиа за границей. Участники – журналисты Дмитрий Петров и Лена Лагутина из Израиля, Борис Банчевский из Германии, писатель и в недавнем прошлом учитель Игорь Гришин, опальный обозреватель «Новой газеты» Григорий Пасько, который сейчас живет в Праге, и Александрина Маркво из Лондона.
У каждого из участников – своя драматическая или трагическая история отъезда из России. У Игоря Гришина начались проблемы после Марша писателей в Москве, Александрина Маркво до сих пор находится под следствием в России.
Начался разговор издалека – с исторического экскурса в прошлое . Дмитрий Петров рассказал о средствах массовой информации, начиная с «Колокола» Герцена, издававшихся за границей на русском языке. Лейтмотив эмигрантских публикаций разных времен: «Как мы будем жить, когда вернемся в Россию».
«Вольное русское слово» тех, кто покинул Россию даже в недавние времена ,никогда не было радикальным. Русская служба «Би-Би-Си», радиостанция «Свобода», журнал «Континет» не были злобными и агрессивными, не клеветали и не пачкали грязью – такой образ им придумали советские государственные органы, рассказал Петров.
В начале 90-х система эмигрантской прессы была демонтирована. Наступил очень короткий период в российской периодике, когда стало возможно писать все. Сегодня, когда многие свободные СМИ в России перестали существовать и часть журналистов и писателей была вынуждена уехать, оказалось, что система передачи информации с Запада в Россию в том виде, как она существовала с 50-х до 90-х годов, больше не существует.
Нужно ли эту структуру возражать и как? Нужна ли пресса на русском языке в других странах, на кого она должна влиять и какие решать задачи. Это и стало предметом дискуссии.
Фрагменты выступлений
Александрина Маркво – о переезде в Лондон:
Дмитрий Петров – о русскоязычных СМИ Европы прошлых лет:
Игорь Гришин – об эмигрантской судьбе: