Образование

Школа будущего: интервью с сэром Энтони Селдоном

01.10.2019Алексей Зимин

Сэр Энтони Селдон — один из крупнейших реформаторов современной британской школы. Он был директором Веллингтонской академии — и превратил ее в передовое учебное заведение Королевства. Сейчас он работает вице-консулом Букингемского университета и пишет книги о прошлом и будущем. В прошлом его интересуют премьер-министры и прочие вершители мировых судеб, в будущем ему важны все, и Селдон постоянно размышляет о том, как сделать это будущее гуманнее и удобнее.
Спрашивал: Алексей Зимин

– Искусственный интеллект скоро заменит учителей?

– Искусственному интеллекту часто приписывают зловещие планы. Он захватит мир, заменит учителей и вообще человека. Но в ближайшей и в среднесрочной перспективе, поверьте, это нам не грозит. Представьте, что вы ведете автомобиль по шоссе. Это довольно утомительный однообразный процесс. Можно, конечно, поговорить с пассажиром, но лучше не отвлекаться от дороги, да и вообще делать два дела одновременно тяжело. Если же автомобиль управляется искусственным интеллектом, у нас в салоне могут быть разговоры совершенно захватывающие и самые разнообразные. Без оглядки на разметку и дорожные знаки.

То же самое и с преподаванием. Работа учителя может быть намного эффективней, если ему не придется готовить материалы, объяснять одни и те же базовые вещи многократно и ночами проверять тетрадки с домашними заданиями. Эти задачи будут переняты машинами. Это значит, что для учителя освобождается время и силы, чтобы заниматься гораздо более полезной работой.
Судите сами. Из чего сегодня на 95% состоит процесс преподавания? Учитель должен: 1) выбрать материал; 2) организовать время и пространство для обучения; 3) донести материал до каждого ученика большого класса; 4) поставить оценку и дать комментарий; 5) обсудить со студентом дальнейший план. Каждый из этих аспектов уже через 10 лет будет вполне по силам искусственному интеллекту. Но это не значит, что учителя станут лишними. Наоборот, учителей будет больше. Учитель должен будет стать проводником для ученика в мире, населенном машинами, сложными комплексами проблем и другими людьми.

– Что будет в новых обстоятельствах с британским образованием, основанным на многовековых традициях?

– Изменится жизнь, к которой мы готовим людей, поэтому школам придется видоизмениться. В том числе и самым заслуженным, история которых длиннее истории большинства государств на географической карте. Изменения начнутся медленно, но затем все будет двигаться очень быстро. В этой чехарде неплохо бы успеть различать то, что действительно стоит внимания, а что спускают в качестве повестки дня глобальные технологические корпорации. Они не успокоятся, пока не залезут во все мозги и карманы. Поэтому надо не только соответствовать прогрессу, но и в меру сил оказывать ему сопротивление.

Энтони Селдон

Cэр Энтони Селдон

– У среднестатистического человека образование занимает что-то около 10 лет жизни (у кого-то, конечно, сильно больше, у кого-то чуть меньше). Так ли это необходимо?

– Все изменится, в том числе школы, их размеры и время, которое человек на них тратит. Доля домашнего обучения будет расти, и у каждого ребенка будет возможность иметь персонализированного учителя на дому. Зачем вам нужно идти в университет, когда все, что вам нужно сделать в университете, вы сможете сделать дома? Сроки учебы, время, когда нужно начать ходить в школу, — все это тоже может быть подвергнуто пересмотру. Почему курс общей физики занимает четыре года, а не месяц или семь лет? Нужен ли он вообще в качестве базового знания? Что должно быть общего у людей в образовательном базисе кроме языка, физкультуры и правил этикета? Надо обязательно искать ответы на эти вопросы. И на тысячи других. 

– В новом мире возрастает роль не только учителя, но и родителя, так?

– Традиционная школа, частная или государственная, для многих родителей была возможностью снять с себя значительную долю ответственности за будущее ребенка и переложить ее на плечи учителей и социального круга в школах. Человек должен был подстраиваться под правила и требования, мимикрировать, идти в общем строю. Сегодня есть возможность заниматься любыми предметами, включая хоровое пение, индивидуально. Человек из экрана компьютера в отличие от школьного учителя постоянно дает тебе индивидуальные рекомендации, тем самым мотивируя тебя развиваться. А учитель не может смотреть в лицо каждому. Технологии позволяют узнать личность, потребности любого ребенка. Например, компьютерные и смартфонные игры очень привлекательные и цепляющие. Весь мир перешел на гаджеты, поэтому обучение также идет в эту сторону.
Это меняет фундаментальный образ того, чем школы занимаются сегодня. Но я все еще считаю, что в будущем школы никуда не денутся. Человек — это зависимое от социума животное, и нам необходимо постоянно собираться друг с другом в местах, где мы можем дышать одним воздухом. В противном случае, если мы этого лишимся, наша жизнь станет депрессивной, изолированной и одинокой.

Британские школьники на экскурсии

Фото: Kristi Blokhin/Shutterstock

Я думаю, что технологии могут учить молодых людей намного быстрее, и поэтому школы смогут посвятить время другому — искусству, творчеству, спорту, индивидуальным и групповым проектам, развитию навыков публичных выступлений…
В школах 11-летние дети изучают математику, но кто-то уже разбирается в ней на уровне 19-летних, а другие — на уровне 5-летних. Мы сдерживаем тех, кто обучается быстро, и пугаем тех, кто учится медленно, и это нехорошо. Представьте, как быстро могут учиться первые, если их обучают в своем темпе. Но в социальном плане, скорее всего, правильно для 11-летних быть вместе. Их интеллекты могут сильно отличаться, но социально они должны быть вместе.
Дома с искусственным интеллектом дети могут учиться на своем собственном уровне, в своем темпе, в своем стиле, в удобное время. Некоторые дети — «жаворонки», они могут начать работать в 5 утра, другим — «совам» — комфортнее учиться до 11 вечера.

– Важна ли религия для будущего?

– Я считаю, что религия намного более важна, чем искусственный интеллект, потому что религия учит нас тому, что мы не просто машины. Школы, кроме всего прочего, являются национальными агентами. Они учат ценностям своей страны, и это будет продолжаться.
Будет больший упор на качество жизни, на еду, разговоры, спорт, упражнения, хорошее здоровье, потому что 85% школьного дня не должны занимать уроки в классах — это слишком много, слишком ни о чем. Мы думали раньше, что обучение — это ломать голову и учить математические формулы. Сейчас мы начинаем понимать, что обучение — это намного больше, это гораздо более широкий процесс. Фабричные школы прошлого, которые были серыми и унылыми, полными наказания и страха, уйдут и будут заменены более творческими, более толерантными местами.
В школах должны заводить животных, чтобы дети могли понять, откуда берутся молоко и яйца. Им нужно будет добывать часть необходимой энергии с помощью солнечных батарей. Школы должны быть гораздо более местами, где природа, культура и искусство естественным образом объединяются.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: