Русские аукционные торги в конце ноября — это всегда подведение итогов уходящего года и своеобразный прогноз на год следующий: какие тенденции сформируются на рынке русского искусства в ближайшие полгода? Наш культурный обозреватель Ирина Кукота побывала на торгах и подвела итоги «русской недели» в Лондоне.
Судя по результатам торгов, ситуация на рынке русского искусства стабильная: особенных взлетов не наблюдается, но и резких спадов нет. Суммарная аукционная выручка с осенних торгов составила £35,74 млн. Для сравнения: летом этого года суммарная выручка четырех аукционов была почти такой же — £36 млн, а в ноябре прошлого года объем продаж русского искусства составлял £35,02 млн. Одним словом, стагнация налицо, и как долго она продлится, пока неясно.
Впрочем, нынешние торги принесли и ценовые рекорды. Так, на аукционе Christie’s самым дорогим лотом стала написанная Николаем Фешиным (1881–1955) в 1917 году «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо», происходящая из собрания семьи художника и оцененная экспертами аукционного дома в £2–3 млн. В результате торгов полотно ушло за £2,3 млн. Признанный шедевр Фешина был выставлен на аукцион впервые с момента его создания. Чья коллекция обогатилась этим выдающимся произведением, к сожалению, осталось тайной.
Другие произведения, представленные Christie’s на этих торгах, тоже вполне оправдали надежды специалистов аукциона: вторым в списке самых дорогих произведений идет монументальное произведение Ивана Шишкина «Сухостой», ушедшее за £1 031 250. Картина Ивана Айвазовского «Искья на закате» была продана за £491 250, а его же «Пушкин, смотрящий на Аю-Даг, Крым» — за £162 500. В очередной раз финальная цена за работу Юрия Анненкова в четыре раза превысила верхнюю планку эстимейта: «Девушка за туалетом» ушла за £419 250, став одной из самых дорогих его работ, проданных на аукционе (интерес к работам этого художника среди коллекционеров становится все более явным).
Были и неудачи. Так, картина Николая Рериха «Ярилины зовы» 1919 года, отражающая его интерес к истории Каменного века русского Севера и оцененная в £1,5–2 млн, не оправдала возложенных на нее надежд. На торгах было продано только полотно 1918 года (впрочем, довольно редкое по тематике), «Святой Меркурий Смоленский». Картина ушла за £311 000, чуть превысив эстимейт.
Топ-лотом в секции русского декоративно-прикладного искусства стала редкая императорская фарфоровая ваза эпохи правления императора Николая I, созданная мастерами Императорского фарфорового завода, украшенная золотом трех цветов и расписанная по мотивам работы Эрнеста Готлиба Боссе. Ее продали за £611 250. Сюрпризом аукциона стала шкатулка Фаберже из мохового агата и нефрита, украшенная драгоценными камнями и золотом: она ушла за £162 500, что в 5-6 раз выше начального эстимейта (£25 000 – £35 000).
Что касается Sotheby’s, то здесь на аукционе топ-лотом стала редкая и важная работа Ивана Клюна «Сферический супрематизм» из собрания легендарного коллекционера живописи русского авангарда Георгия Костаки. Работа была продана за £4 867 900, что почти вдвое выше эстимейта, составившего £2,5—3,5 млн.
Вторым топ-лотом торгов вполне ожидаемо стала картина Константина Юона «Древний град Углич», предварительно оцененная в £600 000 – £800 000. Поскольку желающих стать счастливым обладателем произведения оказалось достаточно много, полотно в ходе торгов подорожало также почти вдвое — до £1 275 000.
«Натюрморт с кувшином и иконой» Михаила Ларионова был продан за £1 455 000 при эстимейте £1,2 — 1,8 млн.
И наконец, изысканная хрустальная подвеска с бриллиантами-снежинками 1913 года, предположительно работы мастера фирмы Фаберже Альберта Холмстрема, названная специалистами Sotheby’s одним из самых важных лотов, была продана за £175 000 фунтов, превысив начальный эстимейт (£40 000 – 60 000) в 3-4 раза.
Аукцион MacDougall’s, отмечающий в этом году свой пятнадцатилетний юбилей, тоже представил ряд интересных, запоминающихся работ, среди которых топ-лотом значилась картина Бориса Кустодиева «Осень. Проводы студента» из коллекции физика и лауреата Нобелевской премии Петра Капицы. Предварительно ностальгическое полотно Кустодиева было оценено в £1 500 000— 2 000 000. Однако, судя по всему, оно не было продано на аукционе, что удивляет: еще 8-10 лет назад оно вызвало бы активный интерес. Вполне возможно, что MacDougall’s получит ряд частных пост-аукционных предложений, но такой результат обескураживает. К слову, другая известная работа Кустодиева не продалась и на Sotheby’s. Означает ли все это спад интереса коллекционеров к Кустодиеву? Выводы пока делать рано, не факты настораживают.
Зато сияющая красками «Испанка» Натальи Гончаровой, оцененная специалистами аукционного дома в £800 000—1 200 000, успешно продалась за £948 000.
О постоянстве интереса к творчеству «амазонки русского авангарда» свидетельствуют и результаты продаж аукциона Bonhhams. Раннее, 1906 года, произведение Гончаровой «Березы» было продано за £250 000. При этом автопортрет Зинаиды Серебряковой, оцененный в £60 000—80 000, не нашел покупателя.
Как видите, в этот раз одновременно с ценовыми рекордами русская неделя принесла и ряд неприятных сюрпризов. Следует, правда, отметить увеличение интереса коллекционеров к современному искусству и постоянно растущий спрос на работы художников 1960—1980-х годов (в этот раз на Christie’s и Sotheby’s были выставлены интересные работы Плавинского, Рухина и Немухина, а на Bonhams — целая коллекция работ Эрнста Неизвестного). Но в целом, несмотря на ряд успехов, аукционы прошли слишком спокойно, если не сказать вяло.
Следующие торги покажут, насколько устойчива эта тенденция.