В новой колонке для ZIMA Magazine Александра Толстая рассказывает о своем опыте домашнего обучения.
В социальных сетях было много разговоров о том, что карантин — это прекрасное время научиться чему-то новому; начать вышивать, вязать, готовить или выучить новый язык. Говорят, что сейчас самое время обрести гармонию с собой, побыть наедине с природой, заняться йогой, понаблюдать за цветами, послушать классическую музыку. Однако для матерей, особенно тех из нас, кто работает, с введением обучения на дому наступило самое напряженное и, возможно, самое сложное время в жизни. Большинство из нас не имеет педагогического образования и с радостью каждое утро отправляет детей в школу, передавая все учебные обязанности учителям. Но сейчас мы вынуждены учить детей всему сами, от тригонометрии до латинской грамматики и европейской истории, одновременно осваивая изумительную технологию обучения в Google Сlassroom.
Мои дети ходят во французскую школу, поэтому у меня есть дополнительная проблема, связанная с тем, что учить их нужно на языке, который я сама изучала только на базовом уровне. Для работающего родителя-одиночки это огромная нагрузка. С двумя из моих троих детей нужно подробно заниматься каждым домашним заданием. В то же время, я пытаюсь успевать зарабатывать на жизнь, готовить, убирать в доме и при этом оставаться в здравом уме. Все это оказалось так тяжело, так что через несколько недель после начала карантина я поняла, что нужно немного ослабить нагрузку. Один из моих детей особенно неохотно делает что-либо академическое и, кажется, извлекает мало пользы из сухих описаний в учебных материалах. Поэтому я стала давать ему проекты по искусству, истории и науке, но не тратить время на грамматику и математику… Пишу об этом и уже нервничаю.
В современном мире быстрых коммуникаций, мы находимся под огромным общественным давлением, пытаясь все успеть и ничего не упустить.
Каждый раз, когда в WhatsApp приходит сообщение из нашей школьной группы, я в страхе замираю, ведь это обязательно будет какое-то новое задание, которого мы еще никогда не видели. Следовать выбранной мной тактике не просто. Надо запастись и смелостью и серьезной внутренней уверенностью. Но я говорю себе, что самое важное — расставить приоритеты, ведь в это необычное время мы просто не можем успеть все.
Я не знаю, хватило бы у меня уверенности в себе для того, чтобы решиться на такие серьезные изменения в обучении своих детей, если бы я не провела много-много часов с самых ранних лет, читая им книги. И не просто книги, а очень тщательно подобранную классику на английском, французском и русском. Я последовала совету Эйнштейна: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Эндрю Лэнг, Ганс Христиан Андерсон, Пушкин, Перро и Братья Гримм, «Тысяча и одна ночь», скандинавские сказки… Мои дети впитывали лучшие сказки мира в оригиналах — без адаптаций или упрощений, часто написанные очень сложным языком, далеко превосходящим детский уровень. Детям часто не отдают должное в плане их интеллекта. Мои, скажем, не особенно академичны, не самые лучшие в правописании и арифметике. Но они абсолютно увлечены этими историями, всегда просят почитать еще, и никогда не страдают недостатком концентрации. Я полагаю, что любой ребенок способен на это, если ему с раннего возраста читали качественную литературу, а не те поверхностные и глупые книжки, которыми, к сожалению, сегодня забиты полки большинства магазинов.
Я не раз убеждалась, что эти сказки развивают детскую память, интеллект, воображение и самодостаточность Мои дети часто удивляют меня тем, какие глубокие связи они находят между всеми историями, которые слышали на протяжении многих лет, а также своим пониманием сложных и разносторонних тем. Я никогда не слышал, чтобы мои дети жаловались, что им скучно, даже в эти странные времена карантина, когда они не видят друзей. У них нет гаджетов, нет компьютерных игр, но они часами могут играть дома и на улице. Нам очень повезло жить загородом с моими родителями, у которых есть большой сад и пруд. Дети устраивают палаточный лагерь, играют в нашем цыганском караване, копают «военный окоп», ухаживают за овощами и катаются на лодке, притворяясь «ласточками и амазонками». Они не пугаются даже холодной мутной воды в пруду и купаются среди лилий и головастиков. Мой средний сын любит все творческое. Сейчас он на улице плетет для меня венок на Первомай. Традиционно в Англии этот праздник отмечался танцами вокруг майского шеста, а девушки украшали головы прекрасными цветами.
Моя мама, увлеченная и опытная садовница, научила моего старшего сына выращивать овощи, и я часто выглядываю из кухонного окна, чтобы посмотреть, как он осторожно ухаживает за своими бобами, клубникой и тюльпанами. Каждый вечер перед сном мой отец ходит с детьми на прогулку по деревне с нашей собакой, а затем вслух читает им одну из своих любимых детских книг. Сейчас они читают «Просто Уильям», пожалуй, самую остроумную английскую книгу. Мы, взрослые, наслаждаемся ей не меньше, чем дети, и часто все вместе громко хохочем. Мы занимаемся вышивкой, рисуем картины для витражей, печем огромное количество печенья, а моя семилетняя дочь теперь может выиграть у меня в нарды. Я настаиваю на том, чтобы дети сами читали перед сном. После многих лет чтения вслух мой старший теперь зачитывается Жюль Верном по-французски, а двое младших с немного меньшим энтузиазмом читают книги графини де Сегюр.
Конечно, важно, чтобы дети как можно больше следовали учебной программе. Но если для того, чтобы оставаться в здравом уме и не разрушить отношения с детьми (!), нужно от чего-то отказаться, то думаю, что мы, родители, должны успокаиваться тем, что они всегда найдут огромное количество не менее полезных занятий. Даже смотреть в окно бывает полезно. Ограничивая время, проведенное перед экраном, мы даем нашим детям замечательную свободу. Свободу от чрезмерно стимулирующей и слишком уж управляемой культуры двадцать первого века. Я часто думаю о детстве великих писателей XIX века, которое состояло в основном из чтения и прогулок на природе… Для воспитания оригинального и независимого мышления детям нужна свобода и серьезный фундамент литературы.
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…
Sally Rooney, Intermezzo Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…
Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…
Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…
Когда: 28 ноября, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…