Истории

Образ Екатерины II в реальности и на экране

18.05.2020Арина Яганова

Образ Екатерины II вдохновлял и будоражил творческие умы задолго до появления кинематографа. Когда речь идет об этой женщине, фантазия режиссеров пробивает стратосферу — а вот достоверные исторические факты в фильмах и сериалах найти зачастую сложно. В честь выхода «The Great» с Эль Фаннинг в главной роли, мы решили сопоставить реальный образ императрицы Екатерины Великой и его многочисленные интерпретации на большом экране.

Как все было на самом деле…

В апреле 1756-го года Петр III подготовил сюрприз своей нелюбимой супруге Екатерине и всему русскому двору. Облачившись в мундир голштинских войск, он устроил помпезный парад. Заставил русских солдат молодецки печатать шаг, словно бравые прусские воины. Горе-наследник не понимал, что этим дефиле он настроил против себя весь дворец. Его супруга, София Августа Фредерика фон Анхельт-Цербст, в православии Екатерина, была убеждена, что Россия не должна стать копией Пруссии. Чтобы этого избежать, следует удалить главный раздражитель — Петра Федоровича. Свой план она воплотила 28 июня 1762 года. Устроила государственный переворот и свергла нерадивого Петра, который вскоре скончался от апоплексического удара. 

Так, София Августа Фредерика стала Екатериной II. Императрицей, которая превратила неоклассический костюм в инструмент военно-политической пропаганды и сделала прощальный реверанс платьям с кринолинами, которые мы так часто видим в исторических фильмах и сериалах.        

Екатерины II поставила перед собой задачу: свита и подданные должны понять, что женщина на троне — это не насмешка судьбы, а благословение. Поэтому она обратилась к самому мощному визуальному оружию — военной униформе. Когда она желала что-то сообщить, то надевала офицерский мундир или кафтан, одолженный у подпорудчика лейб-гвардии Семеновского полка Александра Талызина. Этот мундир был довольно скромный: однобортный, с отложным воротником, золотой обшивкой и медными пуговицами. Гвардейский шик был Екатерине ни к чему. Он мог отпугнуть людей, что, в свою очередь, привело бы к провалу реформ.

Екатерина продолжала визуально-психологические эксперименты. Свой бунтарский костюм она составляла из всего, что было под рукой — мужских бриджей-кюлот, ботфортов с трензелями, шляпы с дубовыми ветвями и темляка, украшенного шпагой (подарок Григория Потемкина). Она быстро избавилась от статуса молчаливой супруги Петра III. Перед людьми предстала императрица «странная, привлекательная и пленительная», как ее описывал историк Брикнер.

Вот еще одна причина, почему царица выбрала офицерскую форму. В дни переворота она должна была с молниеносной быстротой реагировать на происходящие события и оказываться именно там, где нужно. Мчаться галопом в дамских нарядах было неудобно и неуместно. А военное платье, которая она всем сердцем полюбила еще в 1750-е годы, оказалось самым подходящим. Порой Екатерина переодевалась и ради забавы. Например, на рождественских балах она притворялась обольстительным юношей, разыгрывала придворных и водила дам за фарфоровые носики.

К началу 1770-х годов в гардеробе Екатерины II хранились десятки разнообразных видов военной одежды. Но с возрастом ее талия раздалась и мужские костюмы оказались не впору. Императрица стала носить платье наподобие кафтана — офранцуженную версию обмундирования Преображенского полка. 

Вскоре на смену этому легендарному наряду, который до сих пор хранится в Эрмитаже, пришло новое изобретение — русское платье. Его важнейшим элементом был распашной «молдаван» с откидными рукавами и открытой проймой. Так, Екатерина Алексеевна выглядела солиднее, монументальнее. Она будето становилась олицетворением всей нации.  Это мундирное платье с русскими элементами было настоящим политическим посланием. И считывать его следовало так: единения славян под эгидой России возможно, но лишь военными усилиями, активность которых зависит от Екатерины Великой. После маскарада с красноречивым названием «Торжество Миневры» императрицу стали воспринимать как деву-защитницу, миротворицу, которая, впрочем, отлично вооружена. И действительно, за 34 года правления Екатерины Великой были казнены всего лишь два человека, а все серьезные споры она решала исключительно методом разговора и часто шла на компромиссы.

Веселилась императрица также увлеченно, как вела государственные дела. Помимо того, что многие дворянки теперь носили мундиры и скакали на лошадях, были разрешены маскарады с переодеванием. Один из них прошел 10 ноября 1790-го года. Обыкновенно приглашенные гости заранее получали оповещения насчет дресс-кода и сами готовили платья. На сей раз получился сюрприз: о необходимости переодеваться в наряды противоположного пола все узнали уже на балу.  Если таковых не имелось, аристократов приглашали в зал, где располагались лавки с надписями «Мужское платье» и «Женское платье». Весельчаки не могли ослушаться прихоти государыни, поэтому приобретали наряды в кредит и тут же переодевались в них под громкий хохот актеров из «Камеди Франсез», которые играли роли продавцов.

После окончания русско-турецкой войны на смену травести-теме пришли восточные мотивы. Екатерина II начала носить наряды с пуфом а-ля султанша, обшитые крепом и красивым шелковым кружевом. Платье de musulmane стало писком моды среди всех сословий. А единственным приемлимым головным убором считался тюрбан с эгретом. Когда одержимость загадочным Востоком отгремела, императрица вновь сделала упор на патриотизм и регламентировала придворные платья в древнерусском стиле. Иностранные послы, которые приезжали во дворец Екатерины, подмечали новый глобальный тренд. Поэтому скоро во всех парижских журналах на главных страницах блистали маскарадные robe a la russe («платья  в русском стиле») и повседневные наряды a la Czarine («в стиле царицы»). 

Екатерина II была не только хитроумным правителем. Она первой из российских самодержцев осознала военную, политическую силу костюма и создала особый язык моды. С помощью правильного платья она высказывала патриотические чувства и умела припугнуть европейских государей, формально сохраняя благоразумное молчание. 

 

А теперь давайте посмотрим, как Екатерину II видят профессионалы киноиндустрии.

«Кровавая императрица» или «The Scarlet Empress» с Марлен Дитрих (1934 год) 

Фильм, снятый в 1934 году, голливудским режиссером Джозефом фон Штернбергом претендовал на достоверность с момента самой задумки. Якобы в руки к сценаристам попал личный дневник Екатерины II, где были записаны ее коварные планы насчет России. Сюжет, безусловно, соответствует историческим событиям, но костюмы и декорации, изображающие «дикий императорский дворец» весьма гротескны. Кстати, само название «scarlet woman» образовано от библейского широко употребляемого термина, который характеризует «женщину-блудницу». Образ Марлен Дитрих совершенно не похож на реальную Екатерину II. Стрижка боб-каре с подкрученными локонами, страсть к дорогим мехам и перепуганный взгляд… Марлен подтвердила свой статус иконы черно-белого кино, но не смогла даже изобразить силу и ум великой императрицы.  

«Екатерина Великая» или «Catherine the Great» с Кэтрин Зетой-Джонс (1995 год)

На закате двадцатого столетия мир увидел еще одну интерпретацию жизни Екатерины II. Роль самодержицы досталась британской актрисе Кэтрин-Зете Джонс. Аннотация к фильму гласит: «Она любила власть и мужчин. Ее муж Петр III — военную форму и оловянных солдатиков». Видимо, создатели недостаточно глубоко изучили историю России и перепутали страны, потому что данное описание скорее подходит Марии Антуанетте и Людовику XVI. Любовная драма выходит на первый план, хотя и наряды не остались без внимания. Но и с ними также возникла путаница, если учитывать, что Пугачев (Джон Рис-Дейвис) явился на аудиенцию к императрице в костюме венецианского купца.

«Екатерина Великая»  с Юлией Снигирь (2015 год)

Сериал 2015 года рассказывает историю самодержицы Екатерины Великой, начиная с момента ее прибытия в Россию на правах невесты князя Петра Федоровича и до восхождения на престол. Перед лицом зрителей пронеслись 20 лет дворцовых интриг, заговоров, борьбы за власть и личных драм, которые действительно вычленены со страниц исторической энциклопедии. Однако многие наряды выглядят немного комично и не соответствуют стилистическим привычкам реальной Екатерины. Помните, она не любила помпезность придворного платья и редко носила кринолины? А в сериале их предостаточно.

«Екатерина Великая» или «Catherine the Great» с Хелен Миррен (2019 год)

В этом британском сериале затрагиваются драматические события последних лет правления Екатерины II и её отношения с фаворитом Григорием Потемкиным. Несмотря на великолепную игру Хелен Миррен, зрители посчитали первые серии полным абсурдом из-за неуместных шуток и фривольных тем. В действительности Екатерина II никогда не позволяла себе грубить приближенным и редко выставляла личную жизнь на показ. Конечно, о ее любвеобильности догадывались многие, но она не давала эмоциям взять верх над разумом.

«Великая»  или «The Great» с Эль Фаннинг ( 2020 год) 

Еще один сериал о Екатерине II, на промо-постере к которому Эль Фаннинг недвусмысленно показывает средний палец, вышел буквально на днях. Он уже был назван самым оригинальным пересказом жизни русской императрицы. Сценарист и продюсер Тони МакНамара объединился вместе с Йоргосом Лантимосом — автором нашумевшего фильма «Фаворитка». Именно поэтому на экране мы видим ту же сюрреалистичную картинку, те же откровения о личной жизни. В интервью авторы проекта признались, что не претендовали на историческую точность и хотели рассмешить публику, используя черный юмор и эротические сцены. А Эль Фаннинг до последнего верила, что Екатерина II была неисправимой бунтаркой и даже имела любовную связь с собственным конем. Хорошо, что актрисе все же удалось изучить биографию императрицы перед съемками — Екатерина, которая осознавала важность образования, была бы довольна.

Фото: Архив пресс-служб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: