Люба Галкина — издатель ZIMA Magazine:
«Больше всего на свете я люблю общаться с людьми. В своей колонке я буду рассказывать о тех, кто меня вдохновляет. Надеюсь, они вдохновят и вас».
В обычной жизни с примой Лондонского Королевского балета Натальей Осиповой мы встречаемся в театрах, в гостях и на благотворительных вечерах. На одном из таких вечеров — в пользу фонда Gift of Life — мы и познакомились. Было это пять лет назад, когда Наташа только-только переехала в Лондон и, как сама она признается, чувствовала себя здесь очень одиноко. Сейчас о том, чтобы встретиться, не может быть и речи. Но созвониться-то ничто не мешает! Вот, созвонились и поговорили — о том, как ей живется сейчас.
Четыре собаки и один почти муж
— Где ты сейчас живешь?
— В Хампстеде, 10 минут от парка. Тут жизнь такая более деревенская, чем в центре, у нас дом с садом и парк рядом. Для собак — а их у меня четыре — это прекрасно!
— Четыре собаки! Почему? Зачем столько?
— Я всегда мечтала об этом. Но мой образ жизни не позволял. Вся моя семья живет в Москве, так что мои родные не могли бы мне помогать ухаживать за собаками. Но когда я познакомилась со своим женихом Джейсоном — теперь уже практически мужем, — оказалось, что мы оба большие любители собак. И стало понятно, что наконец можем осуществить свою мечту. Правда, выяснилось, что Джейсон мечтал о шарпее, а я всегда хотела самоеда. Ну и чтобы не ругаться, мы решили завести обоих. Назвали их Номи и Ева. Подумали: будут друзьями, и вместе им будет не так скучно, пока мы на работе. Как мы ошибались! Когда они были щенками, они творили дома что-то ужасное! Но выросли и стали спокойнее. А потом я узнала, что наши друзья собираются отдавать чау-чау Кайя в приют, и, даже не посоветовавшись с Джейcоном, решила его взять. Ну а потом появился еще один шарпей по имени Майский Жук — у него не было дома, когда я его увидела, мое сердце растаяло. Вот так. И я думаю, это еще не конец. Мы очень счастливы и, как оказалось, это совсем не тяжело. Если мы уезжаем надолго, то к собакам приезжает моя мама и живет с ними. А когда мы работаем и заняты весь день, то пользуемся услугами dog sitters.
— Расскажи про Джейсона. Как вы познакомились?
— Я — классическая балерина, а он — современный танцовщик и хореограф из Нью-Йорка. Познакомились мы в театре Sadlers Wells, где я часто выступаю с современными постановками. Четыре года назад мы делали проект, он был моим партнером. Интересно, что в классическом танце ощущения сильной близости с партнером нет, а вот в contemporary dance, наоборот, очень сильный телесный контакт. В этом нет эротики, нет чего-то сексуального, но человеческий контакт очень тесный. Другая техника. Когда мы только начинали работать вместе, для меня это было очень странно. Я долго училась расслабляться, доверяться партнеру, его телу. Мне казалось, что он со мной заигрывает — как стало ясно потом, так и было. Ну а еще стало ясно, что мы очень близко мыслим, похоже относимся к искусству, часто любим одно и то же, у нас замечательный контакт как в профессиональном, так и в человеческом плане. Мы большие друзья, несмотря на культурные различия — ведь он американец, а я русская. Есть сложности с языком — мне английский дается непросто. Ну и вообще классический и современный танец все-таки очень противоположны. Поэтому мы учимся находить баланс во всем.
— Когда свадьба?
— Как только закончится карантин. Я очень хочу венчаться, а для него это пока странно. Это очень особенное и важное событие: вы не просто соединяетесь, а принимаете по-настоящему серьезное решение. Я вижу, как венчание отражается на парах, и понимаю, как это для меня важно. Мы уже дважды пытались пожениться, но сначала отложили из-за моей болезни, а потом начался карантин. Так что теперь первое, что мы сделаем, когда карантин ослабят — обвенчаемся.
Йога, «гага» и станок
— Как ты переживаешь карантин и вообще все это непростое время?
— Сейчас уже немного привыкла, но первый месяц было тяжело. Хотя в начале карантина я даже почувствовала некое облегчение — перспектива побыть неделю-другую дома с родными и близкими, провести время c собаками казалась весьма привлекательной. Но потом стало тяжело. А сейчас я уже втянулась. Тем более что все время занято — мы постоянно что-то ставим, творим, день начинается в 8 утра и продолжается до часу-двух ночи. В общем, очень напряженный ритм, каждый час расписан.
— А как ты сейчас поддерживаешь себя в форме?
— Тут главное — мотивация. Даже я, человек, привыкший к физическим нагрузкам, в первое время не избежала соблазна разлечься на диване — хотелось наконец почитать книги, посмотреть кино, послушать музыку, онлайн-выставку посетить. И первое время я не могла себя заставить заняться какими-то физическими упражнениями, правда. Но в какой-то момент взяла себя в руки. Сейчас занимаюсь йогой, это прекрасная практика, полезная абсолютно всем, не только спортсменам или танцовщикам. Это и растяжка, и укрепление мышц, и работа над дыханием. Еще занимаюсь современным танцем, направлением «гага». Его создал израильский хореограф Охад Нахарин. И это потрясающе, даже лучше, чем йога.
Еще я в какой-то момент поняла, что мне не хватает запала тренироваться одной в комнате, а это надо делать обязательно — после двадцати лет активных занятий очень сложно без серьезной физической нагрузки. И я стала давать онлайн мастер-классы для студентов, меня это очень вдохновляет. Мы занимаемся через Zoom, 10-15 человек, 2-3 раза в неделю. У меня есть дома станок и комната, где теоретически можно заниматься, но там пока очень плохой пол. Так что занимаюсь на террасе. Все соседи с любопытством за мной наблюдают.
— Вообще трудно профессионалу заниматься дома?
— У классических танцовщиков есть балетный класс — разогрев, растяжка, упражнения. Полтора часа занятий у станка. Это классическая техника, так мы готовим свое тело к спектаклям и репетициям. У современных танцовщиков классы другие. И йога как раз помогает подготовить тело, расслабить, растянуть. Джейcон — прекрасный учитель, он уже три года учит меня йоге. Мне многое пока сложно. Он занимается экстремальной йогой, делает такие вещи, которые я повторить не могу. В йоге очень важно найти хорошего учителя, который сможет правильно все объяснить, ведь это еще и философия. То, как учитель с разговаривает и преподает — практически ритуал. Я занимаюсь с Джейсоном, а сам Джейсон занимается онлайн с учителем из Нью-Йорка. Его класс начинается по нью-йоркскому времени, в Лондоне это полночь. Я иду спать, а Джейсон заниматься.
Я занимаюсь два раза в неделю. Уроки есть и для непрофессионалов
Отмененные спектакли и перенесенные в онлайн номера
— Какого аспекта «прошлой», довирусной жизни тебе не хватает?
— Для меня самое, пожалуй, трудное — отсутствие возможности побродить по городу, по паркам, зайти в магазин, ресторан. Я люблю иногда поднять себе настроение, купив что-то из одежды или сходив в кино. Причем в кино я люблю ходить одна и смотреть старые фильмы. Ну и, конечно, печально, что нет возможности просто сесть в самолет и слетать повидать маму и папу. Это тяжело.
— А по работе? О каком отмененном проекте ты больше всего жалеешь?
— Да обо всех жалею! Например, об отмененных спектаклях в Нью-Йорке в Американском балетном театре с моим партнером Дэвидом Холлбергом. Это был его прощальный сезон. Еще жалею, конечно, что отменились выступления в Москве, на фестивале Benois de la danse, моя программа в Париже в июле, которую я готовила очень долго. Отменились Гонконг, Япония, премьера «Кармен» в Манчестере. Возможно, правда, что премьеру «Кармен» мы перенесем на ноябрь в Лондон — если это будет возможно и если зрители будут покупать билеты. Мы все очень боимся, что сейчас никто не пойдет в театр даже если это будет разрешено.
— Мы все надеемся, что уж к ноябрю—то сможем куда—то начать ходить! Ну а пока приходится сидеть дома, что ты советуешь посмотреть онлайн?
— У всех, конечно, разные вкусы, но я могу порекомендовать то, что сама сейчас смотрела. Это балет «Метаморфозы» по Кафке в Royal Opera House с Эдвардом Уотсоном — одним из моих любимых танцовщиков, с которым я очень много работала в постановках Артура Пита. Спектакль небольшой, но очень классный! Еще я очень люблю английского хореографа Мэтью Борна, он настоящая икона английского театра. Его спектакли очень театральны, их сложно назвать только балетом. Сейчас Sky Arts открыл доступ к его постановкам «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро» (с мужским кордебалетом), и «Кармен» (The Car Man). Еще в театре «Садлерс-Уэллс» есть программа Рассела Малифанта, хореографа, который много экспериментирует со светом. И недавно, кстати, они поставили часть моей программы онлайн.
— Любопытно как! Можешь рассказать подробнее?
— Это три части, собранные из разных программ, которые я делала в «Садлерс-Уэллс». Там есть вальс на музыку Сибелиуса в постановке Алексея Ратманского, который долгое время был директором Большого театра. Он как раз и принял меня в Большой, поверил в меня. Так что для меня он очень особенный, special person. Сейчас Ратманский уже практически легенда, его постановки делают по всему миру, очень много в Нью-Йорке. И вот он поставил для меня и Дэвида Холлберга прекрасный вальс на музыку Сибелиуса. А Дэвид — не только мой партнер, но и близкий друг, так что эта работа с двумя очень важными для меня людьми. Вальс очень меланхоличный, грустный и трогательный, небольшой (всего 7 минут), но очень красивый. Потрясающе тонкая работа, я ее обожаю.
Второй балет поставил Сиди Ларби Шеркауи, еще одна легенда современного балета. Здесь я танцую с моим Джейсоном и с Джеймсом О’Хара, которого считаю одним из лучших танцовщиков нашего времени в жанре contemporary. Самая любимая моя работа в этом жанре. Такое трио, похожее то ли на пост-апокалипсическую реальность, в которой люди вылезают из руин и пытаются построить жизнь, то ли на движения планет, которые друг друга поддерживают. И в этом заключается и мужское, и женское начала. Постановка понравилась даже моей маме, которая не любит современный балет.
Ну и последний номер — это соло «Аве Мария», которое поставил японский хореограф Юка Оиши. Это не религиозное высказывание, а просто монолог женщины, слабой и сильной, каждый день чувствующей себя по-разному.
Это, повторюсь, не полная моя программа, а фрагменты. Но, я думаю, в них найдется что-то для каждого.
Королевский балет, Gift of Life и недающийся английский
— Как ты попала в Королевский балет в Лондоне?
— Очень просто. На тот момент, в 2015-м, я уже не работала в Большом театре, в котором я провела около семи лет и который был моим первым местом работы. То есть я была фрилансером, свободной танцовщицей, работала по контрактам по всему миру. В частности, много танцевала в Михайловском театре в Петербурге. И вот тогда Кевин О’Хара, директор Королевского балета, пригласил меня гостем станцевать несколько спектаклей, включая «Лебединое озеро». Так я приехала в Лондон и влюбилась — в город, в труппу, в атмосферу. К тому времени я уже очень устала от постоянных перелетов, от жизни в гостиницах, от того, что никого близкого нет рядом. Когда-то меня это устраивало, но в тот момент я поняла, что все, больше не могу. Мои планы совпали с планами Кевина, и он пригласил меня танцевать в Королевском балете. Я согласилась и через полгода переехала в Лондон.
— Долго к Лондону привыкала?
— Первые полтора года было тяжело, потому что я плохо знала английский. Мне вообще очень тяжело даются языки, несмотря на то, что я всегда очень хорошо училась. В Московской академии хореографии были прекрасные педагоги. Я всегда была отличницей, хотя по мне вроде и не скажешь. В академии мы изучали французский, но мне он никак не давался. Я могла сдать экзамен, только вызубрив все наизусть. И всегда боялась, что меня остановят, перебьют и попросят перевести то, что я говорю. Та же история с английским. Я практически с двадцати лет работаю в Нью-Йорке, в других англоязычных странах, но только сейчас начала говорить более или менее прилично. Хорошо вот, с Джейсоном у меня нет выбора — он не говорит по-русски.
— Мы с тобой познакомились как раз лет пять назад — благодаря фонду Gift of Life, который ты поддерживаешь все это время.
— Да-да. Это был мой первый год в Лондоне. Я пришла на мероприятие фонда, увидела много русских и обрадовалась — наконец-то встретила своих! Но все равно чувствовала себя не в своей тарелке, потому что отвыкла от общения. Первый год жизни в Лондоне я проводила только на репетициях и занятиях. Ни с кем не дружила, не общалась, сидела в театре до ночи, было очень тяжело.
— Ты часто предоставляешь лоты на благотворительные аукционы фонда — билеты на твои спектакли, экскурсии в закулисье, фотосессии покупаются за огромные деньги. Но это же утомительно — дарить свое время после спектаклей, на которых ты и так всегда выкладываешься на все сто.
— Наоборот, мне это очень приятно. Потому что видно, что гостям и правда интересно увидеть театр за сценой. Там, конечно, своя жизнь. Иерархии, системы, свои отношения. У меня действительно есть обычная жизнь и жизнь театральная. Видимо, в нее интересно попасть. Даже моим родителям и Джейсону, когда они приходят за кулисы, всегда все очень интересно. Я помню, как мне самой в детстве всегда хотелось туда попасть. Помню девчонкой я оказалась в театральной костюмерной, это произвело на меня огромное впечатление. Все эти пачки и костюмы — ощущение сказки.
— В этом январе тебе не удалось выступить на благотворительном балу фонда из—за того, что подвернула ногу…
— Такого вообще почти никогда не бывает. Но вот случилось: я уже готовилась к номеру и во время репетиции подвернула лодыжку, она сразу распухла, это было ужасно. После этого весь месяц был какой-то неудачный. Но сейчас уже все в порядке. Обещаю: в следующем году обязательно поставим какой-нибудь номер для бала Gift of Life вместе с Джейсоном. Очень надеюсь, что в январе 2021 это будет уже возможно.
Физкультура сейчас и ZIMA круглый год
— Ты читаешь журнал ZIMA?
— Да, часто читаю. Обычно по дороге на работу. Мне нравится, как раскрываются многие темы, и приятно читать авторов, многих из которых я знаю.
— Что посоветуешь нашим читателям в это непростое время?
— Обязательно заниматься какими-то физическими упражнениями. Иначе начинается хандра и депрессия.
Полезные ссылки от Натальи Осиповой:
балет «Метаморфозы» по Кафке в Royal Opera House с Эдвардом Уотсоном
спектакли Мэтью Борна: «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», The Car Man
фрагменты программы Натальи Осиповой в Sadlers Well’s