Война Алой и Белой розы сотрясала земли Великобритании на протяжении долгих тридцати лет. Кто знает, чем бы закончился конфликт между Йорками и Ланкастерами, если бы в дело не вмешались женщины. Оставим в стороне подвиги феодальной аристократии. Сегодня мы расскажем, как две титулованных леди из враждующих кланов, Елизавета Вудвилл и Маргарет Бофорт, повлияли на объединение Англии.
Согласно некоторым теориям, костер ненависти между Ланкастерами и Йорками разгорелся именно из-за женщины. После унизительного поражения в Столетней войне, Англией управлял Генрих VI. Несмотря на нестабильное психологическое состояние, он стал первым монархом, кому удалось короноваться в качестве короля Франции. По свидетельствам летописцев, Генрих был слабовольным человеком и страдал от биполярных расстройств. Поэтому фактическая власть оказалась в руках его супруги Маргариты Анжуйской, француженки по происхождению.
Для справки: король Генрих VI принадлежал к Ланкастерам — одной из ветвей королевской династии Плантагенетов. Другой ветвью Плантагенетов являлись Йорки, лидером которых на момент окончания Столетней войны оказался герцог Ричард Йоркский. Во время очередного обострения душевной болезни Генриха VI (в 1453–1454 годах) герцог Йоркский стал регентом Англии. Но, когда состояния короля улучшилось, Маргарита добилась отстранения герцога от реальной власти. Ричард не на шутку обиделся. «Француженка не имеет права водить подданных за нос!». Йорки собрали вооруженную армию, к которой примкнули феодалы юго-востока Англии, среднее дворянство, купцы и зажиточные горожане. Опорой Ланкастеров стали бароны севера Англии, Уэльса и Ирландии.
А дальше начались кровопролитные сражения с изощренными убийствами «ведущих игроков». Жестокие казни ставили в вину именно Маргарите, а в качестве серого кардинала выступила ее фрейлина, соратница и подруга Жакетта Люксембургская, герцогиня Бедфордская — мать Елизаветы Вудвилл. Той самой девушки, о которой пойдет речь в этой статье.
Кажется, что Елизавету Вудвилл с самого рождения вела куда-то судьба. Она была старшей дочерью четырнадцати детей Жакетты Люксембургской и Ричарда Вудвилла. Красота девочки поражала. Золотистые локоны, умные глаза, фарфоровая кожа и покладистый характер сделали ее любимицей родителей. Семья пользовалась протекцией Ланкастеров, обладала титулом и располагала неплохими финансами. Поэтому, когда прелестная Елизавета подросла, ей позволили выйти замуж по любви. Избранником девушки оказался сэр Джон Грей из Гроуби — сторонник Ланкастеров, атлет и истинный патриот. Елизавета родила первому мужу двух сыновей. К сожалению, он так не стал свидетелем их взросления. В результате разгоревшегося конфликта Алой и Белой розы 29-летний Джон погиб в битве, отстаивая право Генриха Ланкастера на английский трон. Поскольку сторона, за которую воевал муж, проиграла, Елизавета оказалась в отчаянном положении: ее земли были конфискованы новым королем Эдуардом IV. Она вернулась в дом к родителям.
Дальнейшее развитие событий больше напоминают сказку, чем исторический факт. Елизавета вознамерилась просить у короля милосердия для себя и своих маленьких детей. Причем весьма эксцентричным способом. Она заранее рассчитала, что в определенный час король вместе с рыцарями проедет мимо старого дуба, где она и застанет его врасплох. Захотела — сделала! Когда Эдуард показался на горизонте, Елизавета, держа под руку детей, буквально кинулась под копыта его лошади. Изумленный монарх не разгневался. По свидетельствам летописцев, он влюбился в девушку с первого взгляда и решил немедленно на ней жениться. Согласитесь, звучит абсурдно? По средневековым меркам красоты, Эдуард считался весьма привлекательным мужчиной и ежедневно менял фавориток. И вот в один прекрасный день он вознамерился стать примерным семьянином и взять в жены вдову с двумя детьми, которая была ниже его по происхождению и поддерживала Ланкастеров.
Сначала Елизавета ответила категорическим отказом, сославшись на траур по мужу. Впрочем, негативный ответ роковой красавицы только раззадорил влюбленность короля. Венчание Елизаветы Вудвилл и Эдуарда IV cостоялось 1 мая 1464 года. Восход на трон дочери Жакетты Люксмебургской совершенно не обрадовал двор. Отчасти из-за легенды, которая гласит: род Жакетты ведёт своё начало от кельтской феи Мелюзины — духа воды, наполовину женщины и наполовину рыбы. Этим, по мнению многих, и объяснялось ее влияние на военные стратегии Ланкастеров. Жакетта — ведьма, как и ее дочь, а, значит, все королевство околдовано и обречено на погибель.
Больше всего ситуация не нравилась кузену короля, Ричарду Невиллу, графу Уорику. Он прославился как kingmaker (создатель королей), который приложил немалые усилия, чтобы добиться восхождения Эдуарда на престол. Елизавету Вудвилл и ее мать Уорик возненавидел практически сразу. Мало того, что новоявленная королева разоряла казну на платья, меха и драгоценности, так она еще и активно вмешивалась в дела государства, пытаясь укрепить политические позиции семьи. Если раньше Уорвик считался богатейшим и влиятельнейшим человеком в стране, теперь его положение начало рушиться. Честолюбивая Елизавета назначала на все престижные должности своих многочисленных родственников, понемногу захватывая власть. При этом она никак не могла родить наследника. Производила на свет одних девочек.
В 1468 году между Уориком и Эдуардом IV произошел раскол. Ричард хотел укрепить отношения с Францией, выдав сестру короля Маргариту за французского принца. Однако Эдуард, раздраженный диктаторским тоном бывшего друга, решил посовещаться с Вудвиллами. Семейный совет во главе с «порочной» Елизаветой выдал Маргариту за врага Франции, Карла, герцога Бургундского, столь ненавидимого и презираемого Невиллом. Уорик не выдержал предательства и заключил союз с младшим братом короля Джорджем Кларенсом, целью которого было смещение Эдуарда. В начале своего восстания Уорик казнил отца Елизаветы, ее брата и взял короля Эдуарда в плен.
Далее Уорик подослал некого Томаса Уэйка, который публично обвинил Жакетту Люксембургскую в колдовстве. В качестве доказательства он предъявил свинцовую фигурку в форме человека. Прототип куклы вуду, которую ведьмы используют для манипуляции жертвой. Еще один свидетель, Джон Даунжер, утверждал, что нашел в покоях герцогини две фигурки, по форме напоминавшие короля и королеву. Этих намеков оказалось достаточно, чтобы арестовать Жакетту.
Судебные разбирательства по делу Жакетты шли вплоть до 1470 года, когда Эдуард был освобождён. На некоторое время переполох с колдовством утих. Но это было лишь затишье перед бурей. Враги Елизаветы Вудвилл просто ждали подходящего момента, который наступил в 1483 году. Король Эудард IV внезапно скончался. Первый удар по репутации «самозванки» нанес самый младший брат почившего короля — Ричард Глостер. Он видел сложившуюся ситуацию достаточно благоприятной для того, чтобы самому занять трон Англии. Для достижения этой цели необходимо было сместить Вудвиллов или убрать их подальше от центра королевской власти. Сначала он, по традиции, назвал Елизавету ведьмой, а потом объявил наследников Эдуарда (двух сыновей) от Елизаветы незаконными. Мальчиков заключили в Тауэр под стражу. Через некоторое время они бесследно исчезли.
Новым правителем стал Ричард Глостер, коронованный под именем Ричард III. Монарх попытался приступить к восстановлению страны и укреплению королевской власти, но наткнулся на объединённую оппозицию из, казалось бы, окончательно сломленных Ланкастеров. А возглавляла его еще одна сильная женщина — Маргарет Бофорт.
Сейчас Маргарет Бофорт признана самым влиятельным матриархом семейства Тюдоров. Однако, как и Елизавете Вудвилл, ей пришлось пройти через все ужасы войны Алой и Белой розы. Девушка была единственным ребенком Джона Бофорта, 1-го герцога Сомерсета, род которого начинался с сына английского короля Эдуарда III. Королевское происхождение Бофортов подтверждалось специальным актом парламента. Но Генрих IV Ланкастер внес в документ поправку, которая запрещала членам этого рода высказывать претензии на английскую корону наравне с другими принцами крови.
Отец Маргарет умер перед самым рождением дочери, так что титул перешел к его брату Эдмунду, но богатство и земли получила именно она. Девочку воспитывала мать, пока в 1450-м году опеку не взял королевский фаворит герцог Саффолк. Тот имел свои планы на судьбу падчерицы и пожелал выдать ее за своего сына и наследника Джона де ля Поля. Это брак был заключен лишь на бумаге, так как знатные семьи хотели объединить свое влияние и капиталы. Когда Саффолка арестовали за государственную измену, брак был аннулирован все тем же Генрихом VI.
Король избрал девочку в качестве невесты своего сводного брата Эдмунда Тюдора. Когда Маргарет исполнилось 12 лет, ее разлучили с матерью и отправили в замок в Уэльсе, где должна была проходить свадебная церемония. Так, 1 ноября 1455 года маленькая тоненькая девочка стала женой 24-летнего Эдмунда. Уже тогда она была крайне набожна и испытывала отвращение к супружескому долгу. Через несколько месяцев после того, как Маргарет узнала о своей беременности, разразилась война Алой и Белой розы. Эдмунд ушел на фронт отстаивать честь дома Ланкастеров. Очень скоро он был взят в плен Йорками и скончался от чумы, оставив Маргарет молодой вдовой на поздних сроках беременности.
Роды стали для девочки настоящим кошмаром. Из-за юного возраста и хрупкого телосложения она мучилась от схваток несколько дней, пока 28 января 1457-го года на свет не появился мальчик, названный Генри. Молодая мама провела в постели несколько недель, но переселила изнеможение и выздоровела. Правда, с тех пор Маргарет перестала расти и даже во взрослом возрасте оставалась бледной, маленькой и хрупкой.
Телом, но не духом. Вместе с сыном она оставалась в Пембруке до 1461-го года. В два года Генри отправился жить к родственникам отца в Уэльсе, а с четырнадцати лет он находился в ссылке во Франции. В этот период Маргарет редко общалась с сыном, ограничиваясь лишь письмами и несколькими визитами. Пока будущий король Англии находился под опекой свояка Джаспера, леди Бофорт снова вышла замуж — за сэра Генри Стаффорда. Из-за гормонального сбоя при первых родах Маргарет не смогла забеременеть. Теплые отношения между супругами постепенно охладились, а потом и вовсе сошли на нет. Сражаясь за Йорков в битве при Барнете в 1471 году, Генри был ранен и скончался, оставив Маргарет вдовой уже во второй раз.
Следующий брачный союз Маргарет Бофорт заключила с Томасом Стэнли. Руководствовалась она корыстными целями. Третий брак позволил Маргарет вернуться ко двору и стать советчицей королевы Елизаветы Вудвилл. Названная ведьма настолько прониклась симпатией к Маргарет, что сделала ее крестной матерью одной из своих дочерей.
С тех пор судьбы Маргарет Бофорт и Елизаветы Вудвилл тесно переплелись. Они затеяли опасную политическую игру, которая повлияла на исход войны Алой и Белой розы. После смерти короля Эдуарда IV и перехода трона к Ричарду III, Маргарет стала своеобразным шпионом. Во время коронации Ричарда и его невесты Анны, она несла шлейф платья будущей королевы, а позже присоединилась к ее фрейлинам. Безупречная репутация леди Бофорт не вызывала никаких подозрений. Из покоев Анны она бежала к Елизавете, где они вместе готовили заговор против Ричарда III.
Король, подозревая заговор, сделал ответный шаг и лишил Маргарет всех титулов и владений, хотя они не отошли к короне, а были переданы ее законному мужу. Как только люди начали шептаться, что сыновья Елизаветы Вудвилл не просто испарились, а были убиты, последовало следующие решение. Единственный сын Маргарет Генри должен обручиться со старшей дочерью Елизаветы Вудвилл и Эдуарда IV — Елизаветой Йоркской. Этот брачный союз должен был привлечь поддержку и Ланкастеров, и Йорков.
Так, 22 августа 1485 года состоялась битва при Босворте. В разгар сражения приближённые Ричарда III переметнулись на сторону противника. Но бравый король отказался спасаться бегством и героически погиб на поле боя. В тот же день победители возложили корону на голову Генриха Тюдора. Два года спустя Йорки во главе с племянником Ричарда III, графом Линкольном, попытались взять реванш в битве при Стоук-Филде, но были разбиты. Растянувшаяся на три десятка лет война завершилась формальной победой Алой розы. Однако Генрих VII, не без помощи Маргарет Бофорт и Елизаветы Вудвилл, решил покончить с междоусобицей. Он женился на дочери Эдуарда IV и объединил в своем гербе обе розы. В Англии началась эпоха Тюдоров.
Елизавета Вудвилл, на правах свекрови, получила титул и все почести вдовствующей королевы. Последние пять лет жизни она провела в аббатстве Бермондзи. Устраивала балы, получала 400 фунтов пенсии и небольшие подарки от зятя. Маргарет Бофорт также решила проживать отдельно от сына и супруга, но отвергла любые королевские привилегии. В 1499 году она приняла обет целомудрия, а чуть позже построила несколько бесплатных школ и основала именную профессуру и расширила Божий дом (Колледж Христа) в Кембриджском университете.
Лишь в одном Елизавета Вудвилл и Маргарет Бофорт оказались похожими. Обе еще при жизни отказались от торжественной церемонии похорон и строго настояли уйти в иной мир без почестей. Так, Елизавета была похоронена рядом со вторым мужем в часовне святого Георгия в Виндзорском замке. А леди Маргарет, несмотря на желание покоиться рядом с Эдмундом Тюдором, осталась в капелле Генриха VII в деканате Вестминстерского аббатства.
Фото: Nationalgallery.org.uk
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…
Sally Rooney, Intermezzo Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…
Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…
Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…