Считается, что британцы менее склонны к протестам, чем их европейские соседи. Например, французы — им только дай повод устроить революцию. Хотя, на самом деле история гражданских бунтов в Великобритании началась еще в далекие Средние века. Тогда первые восстания стали символом свободы и независимости, а их жертвы — народными героями, которые не побоялись отдать жизнь за идею, на благо своей страны.
Чартисты, суфражистки, якобиты, луддиты — кем они были? Разбираемся, за что боролись британцы и к чему в итоге это привело.
В 1381 году крупное крестьянское восстание охватило практически всю Англию. Произошло оно по различным причинам, в том числе из-за политической и экономической напряженности, которая особенно обострилась после эпидемии бубонной чумы 1340-х годов.
Поводом для начала восстания послужили действия королевского представителя Джона Бамптона в Эссексе, который собирал подушный налог. Концепция налога была проста: все платили одинаковую сумму, независимо от их финансового положения. Несправедливость заключалась в том, что бедные страдали от поборов намного больше, чем богатые. К протесту присоединилась значительная часть сельских жителей: они освобождали заключенных из местных тюрем и сжигали судебные записи. Повстанцы требовали снижения налогов, устранения системы крепостного права, смещения с должности главных чиновников и уничтожения судов.
Активисты пошли маршем на Лондон, но были жестоко подавлены. По меньшей мере 1500 человек были убиты из примерно 60 тысяч повстанцев по всей стране. Однако, несмотря на то, что большинство требований крестьян было проигнорировано, подушный налог все-таки отменили, а правящие классы начали вести себя более осторожно по отношению к крестьянам.
Впрочем, 1381 год не стал концом в истории протестов против подушного налога. В 1990 году правительство Маргарет Тэтчер попыталось снова его ввести, чтобы изменить способ финансирования местного самоуправления в Великобритании. Митинг двухсот тысяч человек в Лондоне против действий правительства превратился в бунт, в ходе которого 113 человек получили ранения и 339 были арестованы. Беспорядки способствовали отставке Тэтчер, и ее преемник Джон Мейджор решил отказаться от неудачной идеи.
В начале октября 1536 года в северо-западных графствах Англии поднялось крупное религиозное восстание. Причиной народного бунта стало закрытие монастырей: в Ланкашир прибыла королевская комиссия, которая собиралась остановить работу приходских церквей. Это послужило толчком к действию гражданских протестов и началом кровопролитных волнений.
Спустя несколько дней под знаменем с изображением Христа собралось около 40 тысяч человек. В петиции Генриху VIII они заявили о лояльности королю, но потребовали от него восстановить закрытые монастыри, изгнать из Тайного совета «злодеев» и наказать проводников Реформации — епископов Кранмера и Латимера. Хотя восставшие сначала и убили трех человек, в дальнейшем они стремились избегать насилия.
Против мятежников были направлены войска. Около 50 лидеров и зачинщиков восстания были сразу же схвачены и казнены. На этом история не закончилась: в то же время народ выступил с бунтом в Йоркшире, но среди «паломников» начались разногласия. В январе и феврале 1537 года вспыхнули новые восстания — в Кемберленде и Вестморленде. Власть предприняла действия по подавлению движения, а повстанцы со своей стороны все больше теряли волю к сопротивлению. Повинуясь приказу короля, лидеры «паломников» добровольно прибыли в Лондон, где их немедленно арестовали и приговорили к смерти. Большинство из них, включая дворян и духовных лиц, были казнены в Лондоне — всего более 200 человек.
В ходе революции 1688—1689 годов с британского престола был свергнут католический король Яков II, бежавший под защиту Людовика XIV. Власть в стране захватил Вильгельм III Оранский, издавший Акт о престолонаследии, по которому наследники Якова не могли стать английскими королями (а с 1707 — и британскими) из-за католического вероисповедания своей семьи, а престол переходил к представителям Ганноверской династии.
Конечно, это не могло не вызвать ответной гражданской реакции. Сформировалось движение якобитов, приверженцев свергнутых Стюартов, к которому принадлежали многие тори Англии и Шотландии и почти все дворянство Хайленда — горной Шотландии. Они всячески противились слиянию Шотландии с Англией, состоявшемуся в 1707 году. В горной Шотландии и Ирландии движение якобитов приобрело характер борьбы за национальную независимость. Дважды — в 1715 и 1745 годах — якобиты предпринимали открытые восстания. А после 1745 года британские власти провели в Шотландии репрессии, приняли законы о разоружении всех шотландских кланов, запретили носить гражданским лицам килты и другую традиционную одежду, что нанесло серьезный удар по якобитскому движению.
В Англии XIX века не было никаких социальных гарантий, а снижение жалования легко могло стать катастрофой: рабочие теряли дома и возможность содержать семьи. Протест недовольных граждан был направлен против несправедливости, символом которой стали станки. В этом смысле бунтовщики мало чем отличались от любых других людей, пытавшихся силой отстоять свои права.
Свое название движение «луддизм» получило в честь Неда Лудда — английского рабочего, жившего на рубеже XVIII—XIX веков. По рассказам очевидцев, он разбил в знак протеста индустриальной революции две машины для вязания дешевых чулок, за что и стал героем. Правда, никаких исторических подтверждений этому не было найдено.
Тем не менее, движение начало стремительно набирать популярность среди рабочего класса. Впрочем, тогда индустриальным бунтом дело не ограничилось — народ устраивал стачки, избивал, а в редких случаях и убивал своих нанимателей. Для подавления протестов правительству пришлось применять войска, а фабрикантам — нанимать вооруженную охрану.
Концом «луддистского» движения условно считают Пинтричское восстание 1817 года, названное так в честь деревни Пинтрич. Тогда несколько сотен человек, недовольных экономическим упадком, выступили в сторону Лондона с пиками и ружьями. Но восстание было подавлено, а зачинщики казнены или сосланы в Австралию.
В 1842 году, когда в Англии происходил промышленный кризис, чартизм пережил период своего наибольшего подъема. Рабочие, занятые днем, собирались на многотысячные митинги по ночам при свете факелов. Они составили петицию, в которой выдвинули вопросы всеобщего избирательного права, экономические требования, проблемы материального положения рабочих и попросили ограничить их рабочий день.
В мае 1842 года, в период обострившегося кризиса и безработицы, петиция была представлена в парламенте. Под ней стояло свыше 3 миллионов подписей, но парламент отверг предложения. Для того чтобы добиться поддержки государства, чартисты объявили всеобщую забастовку — «священный месяц». Однако в ответ на это последовали аресты и судебные процессы.
Через пару лет в Англии случился острый кризис перепроизводства, а начавшаяся во Франции революция стала очередным толчком к новому подъему чартизма. Огромная толпа безработных в Блэкберне явилась в попечительство с заявлением, в котором говорилось: «Нынешнее пособие, джентльмены, есть только издевательство и жестокое продление наших страданий… Мы не можем видеть, как наши семьи гибнут от нужды, когда магазины полны провизией».
В 1848 году чартисты представили новую петицию, под которой было собрано уже около 5 миллионов подписей. Однако демонстрация была сорвана, а документ — вновь отвергнут. Тогда в чартистском движении принял участие рабочий класс всей Англии: рабочие начали самостоятельную политическую борьбу, которую они вели одновременно и против земельной аристократии, и против буржуазии. Под влиянием движения господствующим классам все-таки пришлось пойти на уступки. В 1847 году демонстранты добились установления 10-часового рабочего дня для женщин и подростков.
ХХ век ознаменовался крупными политическими потрясениями и научно-техническим прогрессом. В этом быстро меняющемся мире произошла еще одна важная перемена — женщины получили право избирать. Это стало возможным благодаря усилиям суфражистского движения, которое возникло в Великобритании и США в конце XIX века. Его главными действующими лицами стали женщины из среднего и высшего классов, которые были недовольны своим положением в обществе. Многие из них желали утвердиться не только дома, но и за его пределами.
Широко распространенным явлением в Великобритании был и мужской суфражизм: прогрессивно настроенные философы, юристы и политики нередко поддерживали женщин в борьбе за гендерное равноправие. Среди известных мужчин-суфражистов были философ Джон Стюарт Милль, политик сэр Чарльз Дилк, экономист Генри Фосетт, юрист Ричард Панкхерст и другие.
Требования суфражисток не ограничивались желанием участвовать в выборах. Они выступали за равную оплату труда и право на образование, хотели распоряжаться своим телом, наследством и иметь равные с мужьями права на своих детей. Они также распространяли брошюры о женской гигиене и методах контрацепции, что было крайне важно для бедных слоев населения, которые не имели возможностей обеспечивать большую семью.
В гендерной борьбе суфражисткам приходилось преодолевать заблуждения общества, насмешки ближайшего окружения, религиозные предрассудки, но прежде всего им предстояло убедить самих женщин в необходимости борьбы за равенство. Они устраивали бунты, выходили с маршами и демонстрациями, несмотря на угрозы со стороны властей. Так, 7 февраля 1907 года в Лондоне прошла одна из первых массовых акций в истории движения за избирательные права женщин. Порядка 3 тысяч суфражисток устроили марш по улицам, покрытым грязью и слякотью. Последнее обстоятельство неоднократно отмечалось и в речах выступавших на митинге суфражисток и в публикациях прессы, из-за чего акция вошла в историю под названием «Марш Грязи» («The Mud March»).
Конфликт в Северной Ирландии был вызван спором касательно статуса региона между центральными британскими властями и местными республиканскими национальными организациями, которые представляли католиков. Главной силой, противодействующей Великобритании, была ИРА — Ирландская республиканская армия. В свою очередь противником ИРА стал протестантский Орден оранжистов и поддерживавшие его праворадикальные протестантские организации.
В августе 1969 года Великобритания ввела войска в Северную Ирландию, чтобы разделить противоборствующих католиков и протестантов. Операцию планировалось закончить за несколько дней, но она превратилась в настоящую гражданскую войну, продлившуюся 30 лет. К 1972 году — пику противостояния североирландских католиков и протестантов — численность британского контингента достигала 27 тысяч человек. ИРА была тогда наиболее опасна. 21 июля 1972 года в Белфасте взорвалось 20 бомб. 9 человек погибли, более 100 получили ранения.
А события 30 января 1972 года, произошедшие в районе Богсайд североирландского города Дерри, историки прозвали «Кровавым воскресеньем». В тот день солдаты 1-го батальона Парашютного полка Великобритании расстреляли демонстрацию местных жителей, пришедших на марш Ассоциации в защиту гражданских прав Северной Ирландии. 13 безоружных демонстрантов, включая шестерых несовершеннолетних и одного священника, были убиты. Пятеро из убитых были застрелены в спину. Еще 14 человек были ранены, один из них впоследствии скончался. Данное событие привело к волне насилия в противостоянии между Ирландской республиканской армией (ИРА) и Вооруженными силами Великобритании.
Конфликт, жертвами которого стали более 3,5 тысяч человек, завершился подписанием соглашений «Страстной пятницы» в 1998 году, которые привели к миру между сторонами, а бывшие боевики ИРА стали участвовать в политике. При этом террористические акты, которые совершали не смирившиеся с соглашением боевики, случались и позже.
Антивоенный протест 15 февраля 2003 года, который прошел под эгидой организации «Stop the War» в сотрудничестве с Кампанией за ядерное разоружение(CND) и Ассоциацией мусульман Великобритании (MAB), считается самой крупной по числу участников демонстрацией в британской истории. По оценке организаторов, на улицы вышли почти 2 миллиона человек; полиция оценила количество участников в 750 тысяч.
Причиной к формированию коалиции стали события после террористических актов 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах. Движение была образовано на общественной встрече при участии более чем 2000 человек в Лондоне под председательством Линдси Джермэн, которая на тот момент являлась редактором журнала Socialist Review, принадлежащего Социалистической рабочей партии. Она утверждала, что возможная атака западных армий на Афганистан, которому Запад стал угрожать войной, в случае если афганское правительство не выдаст террористов, приведет «к разрушению» страны и «возможно, более широким вспышкам на всем индийском субконтиненте, в Иране и на Ближнем Востоке». Также на встрече выступили Джереми Корбин, Брюс Кент (CND) и Джон Рис (Социалистическая рабочая партия).
Протестное движение антикапиталистов впервые появилось в Нью-Йорке («Захвати Уолл-стрит») и распространилось не только на многие американские штаты, но и на другие страны. А в 2011 году активисты сообщили о формировании движения «Захвати Лондон» («Occupy London»). В течение последующих месяцев оно попыталось оккупировать несколько площадок в деловом районе Сити, среди которых были пустующие офисные здания в центре и на востоке столицы.
Движение выступало против несправедливого распределения мировых материальных благ, против сокращения государственных расходов и сверхприбылей банков. В октябре 2011 года его участники планировали захватить Лондонскую фондовую биржу, но полиция не пустила их на площадь перед зданием. В ответ демонстранты разбили палаточный лагерь перед собором Святого Павла, расположенным по соседству.
Однако через несколько месяцев администрация лондонского района Сити все-таки добилась судебного постановления о сносе лагеря «оккупантов». Организаторы акции пытались даже обжаловать это решение, но суд жалобу отклонил. Таким образом, в феврале 2012 года лондонская полиция снесла палаточный лагерь движения у кафедрального собора и задержала 20 человек.
Фото: Legion-media
John Lewis: про любовь к сестре Мы традиционно начинаем обзор рекламы с этого бренда, потому…
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…