В последних числах июля на «самый пустой пьедестал» Лондона на Трафальгарской площади втихаря водрузили произведение искусства британской художницы Хезер Филлипсон «Конец» (The End). Инсталляция представляет собой огромную гору «взбитых сливок», увенчанную коктейльной вишенкой, гигантской черной мухой и дроном-беспилотником.
На сегодняшний день «Конец» — самая высокая и массивная из скульптур, побывавших на Четвертом пьедестале за последние 20 с лишним лет: творение Хезер Филлипсон насчитывает 9.4 метра в высоту и весит 9 тонн. Замысловатую скульптуру открыли с четырехмесячной задержкой из-за пандемии, и теперь «Конец» останется на постаменте до весны 2022 года. Хезер Филлипсон своей работой, видимо, отреагировала на двойственную функцию главной площади города — места празднований и демонстраций протеста, сочетание излишеств и дискомфорта одновременно.
Кстати, на беспилотнике установлена камера наблюдения, так что можно полюбоваться, что происходит на площади в прямой трансляции.
Когда в 1840-х годах на месте королевских конюшен разбивали Трафальгарскую площадь, было решено установить по ее углам четыре памятника: два пеших и два конных. Конные — королям Георгу IV и его младшему брату Вильгельму IV, «королю-капитану» и другу адмирала Нельсона. Два оставшихся пьедестала заняли генералы — покорители Индии Напье и Хависток. Георг IV стоит на своем месте с 1843 года, а вот на Вильгельма IV денег в казне не хватило. И 150 лет этот четвертый пьедестал пустовал, пока в 1998 году не было принято решение использовать его для сменных произведений искусства. В 2005 году была создана комиссия проекта «Четвертый пьедестал», а в расположенной рядом Национальной галерее стали проводить выставку-конкурс макетов будущих шедевров, претендующих на экспозицию. И началось…
1999 — Esse Homo (мраморная фигура Христа) Марка Уоллингера;
2000 — «Пренебрегая историей» Билла Вудроу (дерево, растущее из книги, придавившей голову);
2001 — «Монумент» Рэйчел Уайтрид (копия Четвертого пьедестала из прозрачного пластика, перевернутая вверх ногами);
2005 — «Элисон Лэппер беременна» Марка Куинна (пятиметровая белая мраморная женщина с деформированными руками и ногами и большим животом);
2007 — «Модель отеля» Томаса Шютте (нагромождение полупрозрачных цветных пластин);
2010 — «Корабль Нельсона в бутылке» Йинки Шонибаре (точная копия знаменитого корабля адмирала, уменьшенная во много раз и заключенная в огромную бутылку);
2009 — «Один и другие» Энтони Гормли (живой перформанс с людьми: были отобраны несколько тысяч добровольцев и каждому из них дали возможность по часу заниматься чем вздумается);
2012 — «Безвластные структуры, фигура 101» Михаэля Элмгрина и Ингара Драгсета (фигура мальчика на игрушечной лошадке-качалке);
2013 — «Синий петух» Катарины Фриш (ярко-синий петух высотой почти 5 метров);
2015 — «Дареный конь» Ханса Хааке (черный металлический лошадиный скелет с прикрепленным к передней ноге электронным бантом-табло, на бегущей строке которого мелькали курсы акций Лондонской биржи);
2016 — «По-настоящему здорово!» Дэвида Шигли.
2018 — «Невидимый враг не должен существовать» Майкла Раковица (крылатый человек-бык работы американо-иракского скульптора, созданный из десяти с половиной тысяч консервных банок из-под сиропа).
Когда мне кто-либо из моих туристов говорит, что именно он видел на пьедестале в свой предыдущий визит в Лондон, я, сверяясь с этим списком, могу легко определить, когда он приезжал. Надо добавить, что почти все «обитатели» Четвертого пьедестала, как и творение Хезер Филлипсон, в той или иной степени перекликались с происходящим на Трафальгарской площади и другими скульптурами здесь стоящими. Так, мальчик на лошадке-качалке определенно насмехался над установленной на противоположной стороне площади величественной конной статуей Георга IV; модель отеля предполагала, что там поселятся вездесущие площадные голуби; «Корабль Нельсона» издевательски «дополнял» колонну адмирала и так далее.
Очередь из скульпторов, желающих занять своим произведением искусства это «свято место», растянулась на несколько лет вперед. При этом сначала утверждается макет будущего «оккупанта» Четвертого пьедестала, а затем уже само творение создается в полном масштабе.
Джерри Миллер, эксперт ZIMA Magazine по Лондону и Великобритании
Записки лондонского гида
londoninrussian@gmail.com
+447754062365
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…