Комментарии

Маша Слоним. Нужна ли нам вакцина от COVID-19

18.11.2020Маша Слоним

Думая, о чем бы написать колонку на этой неделе, я выбирала между громкими сенсациями, которые потрясли Великобританию: политическая борьба на 10, Даунинг-стрит, которая привела к отставке Доминика Каммингса — главного помощника Бориса Джонсона, архитектора политики Брекзит и победы консервативной партии на парламентских выборах, а в глазах многих — интригана и местного «распутина», или смерть серийного маньяка Питера Сатклиффа — «йоркширского потрошителя», убившего 13 женщин и отбывавшего пожизненное заключение. 

AFP

В конце концов я решила, что эти новости, хоть и сенсационные, но все же касаются только Великобритании: премьер-министр помирится с тори-заднескамеечниками, которые в последнее время были на него обижены, а если этого не произойдет, партия может выбрать себе нового лидера… Да, Брекзит на носу. Да, премьер и еще десяток членов парламента оказались на самоизоляции из-за контактов с ковид-положительными депутатами. Все это важно для Британии. Зато новость о том, что наконец появились вакцины от коронавируса и вскоре начнется вакцинация, имеет мировое значение. 

Первой об успешном завершении работ над вакциной объявила немецкая «Пфайзер», вслед за ней — американская «Модерна», на подходе — оксфордская вакцина. Ни один из этих препаратов пока официально не одобрен и не зарегистрирован, но новости последних дней вселяют надежду.

Тема вакцины от ковид затрагивает всех, как и сама пандемия. Для многих людей — это вопрос жизни и смерти. Для экономики всех стран — это вопрос выживания и дальнейшего благосостояния. Казалось бы, новость о близком избавлении (а министр здравоохранения Великобритании обещает начало вакцинации к 1 декабря) должна стать поводом для всеобщего ликования. Но нет. Я пока не видела результатов мировых опросов на предмет готовности сделать прививку от коронавируса, но, если судить по Великобритании, это лишь чуть больше половины опрошенных.

Согласно исследованию, проведенному лондонским Кингс колледжем этим летом, всего 53 процента британцев «наверняка» или «с большой степенью вероятности» сделают себе прививку от коронавируса. Если экстраполировать эти цифры на весь мир, то желающих вакцинироваться не хватит, чтобы пандемии был положен конец: по предварительным данным, для этого необходимо привить более 70% жителей земного шара. 

Если бы меня спросили сегодня, готова ли я привиться, я бы без колебаний ответила: «да!». Я хочу вернуться к нормальной жизни, я хочу, чтобы мир, наконец, очнулся от этого морока. Но я оптимистка. Как заметила в одной из своих недавних статей известный психолог Людмила Петрановская, в спорах о пользе или вреде мер по борьбе с пандемией, мы все руководствуемся личными интересами. Да, я лично заинтересована в том, чтобы препарат стал доступным для всех, не только для меня. Однако пока что, в отличие от меня, многих настораживает то, что вакцины от COVID-19 были разработаны в авральном порядке.

Кто-то самонадеянно считает, что им прививку вообще делать не нужно, потому что им-то вирус не грозит. Есть и те, кто боится «чипирования», верит в мировой заговор и в прочую конспирологию. Что касается научных сомнений, то, конечно, они имеются, и у скептиков есть для них все основания. Вакцина, о создании которой объявила «Пфайзер», пока не зарегистрирована. То же самое можно сказать и о других препаратах. Сроки создания вакцин от COVID-19 были действительно стремительными, но того требовала чрезвычайная ситуация с пандемией. Однако осторожность, с которой ученые подходят к уже созданным вакцинам, не имеет ничего общего с безосновательными конспирологическими теориями, заполонившими социальные сети. 

Совершенно безумные фейки в сети гуляют уже давно, но сразу же после объявления о вакцине «Пфайзер», в различных группах в Фейсбуке и Инстаграме конспирологи вновь заговорили об умышленном причинении вреда вакцинированием. 

Движения против вакцин появились еще до пандемии коронавируса. Приверженцы теории заговора уже «боролись» и «разоблачали» вакцины от кори, увязывали эпидемии и пандемии с башнями 5G и т.д. Социальные сети пытаются победить фейки, как могут, но на днях лейбористская партия предложила принять в парламенте закон, запрещающий социальным сетям, именно платформам типа Фейсбук, Твиттер и Гугл, а не физическим лицам, размещение информации такого рода. Лейбористы считают, что усилия социальных сетей по устранению фейков недостаточно эффективны, что необходимо просто запретить на законодательном уровне такие публикации, а за нарушение закона ввести серьезные штрафы и даже уголовные наказания. 

Уж не знаю, действует ли на сторонников теории заговоров грубая дезинформация, которую распространяет российская пропаганда против оксфордской вакцины в попытке продвинуть российский препарат «Спутник V»? Представить себе взрослых людей, которые готовы поверить, что вакцина может превратить человека в шимпанзе, потому что в качестве вектора она использует вирус шимпанзе, довольно трудно, но допускаю, что среди сторонников теории заговоров найдутся и те, кто поверят в эту чушь. А все эти фейки мешают глобальной борьбе с пандемией. 

Ничто не ново под луной. Вирус, с которым сегодня столкнулось человечество, новый, но война против прививок идет с тех пор, как они был изобретены. 

Применять вакцину против оспы в Англии впервые стали в начале XIX века, и против революционного метода истребления эпидемии, открытого ученым Эдуардом Дженнером, было организовано целое движение «Английская лига против вакцин». Члены лиги возражали по религиозным, санитарным, научным и политическим соображениям. Вакцина против оспы была создана на основе вытяжки из коровьей лимфы, так что и этот факт использовался противниками прививок. Многие утверждали, что вакцинация нарушает их личные свободы. Но этим настроениям способствовало только то, что правительство ввело принудительное вакцинирование населения. 

Прививка против оспы стала первой успешной вакциной, победившей глобальную эпидемию смертельной болезни. На сегодняшний день такой болезни, как оспа, больше не существует. Не будет скоро и такой болезни, как коронавирус, я в этом совершенно уверена. Но я ведь оптимист.

Фото: Legion-media, AFP

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: