Истории

6 женщин-ученых, которыми до сих пор восхищаются британцы

Шесть лет назад Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 11 февраля Международным днем женщин и девочек в науке.

Лишь 30% исследователей в мире на данный момент составляют женщины. Долгие годы они играли роль порядочных жен и заботливых матерей, пока не получили право на образование, а вместе с ним — возможность развивать свои таланты. Кажется, моралисты даже не догадывались, что леди могут заниматься серьезными научными исследованиями наравне с мужчинами.

10.02.2021Арина Яганова

Мэри Стоупс (1880—1958) 
«Биолог, которая открыла глаза на абьюзивные отношения»

Мэри Стоупс считается одной из самых влиятельных женщин XX века. Во многом благодаря радикальной книге «Супружеская любовь» (Married Love), которая наполнена высказываниями о равноправных сексуальных отношениях в браке.

Судьбу девочки предопределили родители. Мэри Шарлотта Кармайкл Стоупс родилась в 1880 году в Эдинбурге. Ее отец работал инженером и занимался палеонтологией, а мать изучала творчество Уильяма Шекспира. Родители также являлись членами Британской ассоциации по развитию науки, куда они часто брали дочь. Мэри с раннего детства вращалась в среде самых известных ученых того времени. Неудивительно, что образование единственной дочери стояло в приоритете. Девушка жадно изучала ботанику и геологию, так что очень скоро получила докторскую степень по биологии, философии и палеоботанике. 

Мэри ездила в научные командировки, делала открытия, писала книги и изобретала терминологию, которой ученые пользуются до сих пор. Но любовь приостановила карьерный взлет. Будучи в Мюнхене, она завязала романтические отношения с японским ботаником Кениро Фуджи. Влюбленная британка даже выбила командировку — полтора года работала в Императорском университете Токио и исследовала ископаемые растения в шахтах острова Хоккайдо. В 1911 году пара рассталась, и Мэри сразу же вышла замуж за канадского генетика Реджинальда Гейтса. После церемонии венчания молодожены начали серьезно ругаться. Во-первых, Мэри отказалась менять фамилию. Во-вторых, продолжала вести себя как суфражистка, из-за чего муж принялся диктовать условия внутри брака. Поскольку роль главы семьи ему не очень удавалась, Мэри подала на развод.

Процесс вымотал обоих, и закончился тем, что муж-диктатор сбежал из Англии, а Мэри получила материал для международного бестселлера Married Love, основала первую в Британии клинику по контролю рождаемости и много других благотворительных фондов.

Джейн Марсе (1769–1858)
«Объяснила химию простым языком»

Британский химик Джейн Марсе, урожденная Халдиманд, появилась на свет 1 января 1769 года в семье швейцарского коммерсанта и банкира. Она была самой старшей из двенадцати детей и на правах первенца получила великолепное домашнее образование. Когда девочка освоила музицирование, танцы и рисование, она присоединилась к младшим братьям, которые изучали латынь, физику, химию и биологию под патронажем лучших лондонских преподавателей. После скорой кончины матери, Джейн вынужденно покинула классные комнаты и занялась хозяйством, чего ей совсем не хотелось.

Скучную рутину развеяла поездка в Италию, где Джейн совершенствовала навыки живописи. Игра в послушную молодую леди закончилась, когда в 1795 году Джейн познакомилась с Александром Марсе — политическим эмигрантом из Швейцарии и врачом-медиком с дипломом Эдинбургского университета. Влюбленные сыграли свадьбу в 1799 году. Вскоре Александра назначили лектором в больнице Гая, куда приходила и его жена. Джейн настолько увлеклась химией, что по вечерам они с мужем ставили эксперименты в домашней лаборатории. Супруги Марсе входили в престижные научно-социальные круги Лондона и считались самой интеллектуальной парой. Реализовать теории на практике им удалось благодаря наследству, оставленному покойным отцом Джейн.

Тогда Джейн Марсе написала вводный учебник по химии в стиле проиллюстрированных бесед. В предисловии автор размышляла, может ли женщина заниматься наукой или это все еще «неприлично». Разговоры шли между учительницей миссис Брайант и студентками — прилежной Эмилией и совершенно незаинтересованной химией Каролиной. В последующих изданиях Джейн рассказывала и о новых открытиях. Например, что Гемфри Дэви получил щелочные металлы, когда об этом еще никто не знал. Джейн Марсе выпустила целую серию подобных учебников. «Беседы о химии», «Беседы о политической экономии» пробудили интерес юных леди постигать науки с удовольствием. А еще сочинения Джейн вдохновили одного из первооткрывателей электромагнетизма Майкла Фарадея. 

Мэри Сомервилль (1780—1872) 
«Леди-совершенство и талантливый математик»  

Мэри Сомервилль была дочерью адмирала Уильяма Джорджа Фэрфакса и росла в шотландском городе Джедборо. Природа наградила девушку привлекательной внешностью: вороные кудри, глаза с поволокой, высокий лоб и чувственные губы. Родители решили не медлить с замужеством и обручили Мэри с русским консулом в Лондоне — капитаном Сэмюэлом Грейгом. В браке у пары родилось двое сыновей, но, к сожалению, муж скончался через четыре года. 

Наследство почившего супруга помогло амбициозной девушке реализовать научные потенциал. В 1812 году она обменялась клятвами вечной любви с двоюродным братом Уильямом Сомервиллем. По одной из версий, брак был заключен по расчету, ведь супруг занимал пост инспектора военно-медицинского совета. Уильям разделял и поддерживал увлечение Мэри наукой, поэтому с гордостью знакомил ее с ведущими учеными того времени. 

Особое восхищение к талантам Мэри питал выдающийся французский математик и астроном Пьер-Симон Лаплас. По просьбе их общего друга Мэри Сомервилль взялась за перевод научной работы Лапласа Mécanique Céleste. Ей не просто удалось качественно перевести рукопись на английский, но и сделать изложенные там идеи доступными широкому кругу читателей. Так, в 1831 году вышло произведение «Небесная механика». Помимо великолепных переводов и их популяризации Мэри запомнилась собственными научными разработками. Например, идеей алгебраических переменных. Мэри Сомервилль стала второй после Каролины Гершель женщиной-ученым, получившей медаль от самой королевы Виктории и признание в Великобритании.

Гертруда Белл (1868—1926)
«Археолог, которая очаровала Ближний Восток»

Портрет статной британки с русыми кудрями и жемчужной нитью узнаваем даже за пределами Соединенного Королевства. Гертруда Белл родилась в северо-восточном графстве Дарем. Ее отец сэр Хью Белл носил титул баронета, был шерифом, мировым судьей до прихода в семейную производственную фирму Bell Brothers. Мать девочки умерла во время родов второго сына. Несмотря на престижное образование в Королевском колледже и Оксфорде, огромное влияние на мировоззрение Гертруды оказала ее мачеха — драматург и писательница. Девушка с отличием закончила альма-матер и получила ученую степень. 

В 1892 году любознательная мисс Белл отправилась в Персию, чтобы навестить дядю — сэра Фрэнка Ласцелла, работавшего министром в посольстве. Путешествие материализовалось в «Персидских картинках» — первой книге авторства Гертруды Белл. Начинающая писательница отправилась дальше покорять мир. Занималась альпинизмом в Швейцарии, развила страсть к археологии, занималась раскопками на Ближнем Востоке и покорила одну из самых высоких вершин в Альпах, названную в ее честь Gertrudspitze. 

В 1907 году Гертруда работала с археологом сэром Уильямом Митчеллом Рамсеем на раскопках в современной Турции, а также на полях древних руин на севере Сирии. Два года спустя она переключила свое внимание на Месопотамию, посещая и изучая руины древних городов. Когда разразилась Первая мировая война, Гертруда стала единственной женщиной-политическим деятелем в британских структурах и работала ​​в районах, где требовался ее опыт, знания и связи. К сожалению, долгое пребывание в жарком сухом климате плохо отразилось на здоровье путешественницы. Гертруда умерла в родной Англии от плеврита и была посмертно награждена орденом Британской империи. А арабские общины, с которыми Гертруда Белл когда-то вела переговоры, говорили: «Она была одним из немногих представителей правительства Его Величества, которого арабы вспоминают с чувством, чем-то похожим на любовь».

Агнес Мэри Клерк (1842—1907) 
«Писательница, которая тянулась к звездам»

Популяризатор астрономии Агнес Мэри Клерк родилась в ирландском городе Скриббен. Ее отец был банковским служащим и увлекался науками, а мать обладала врожденным музыкальным талантом. Родители старались дать девочке разностороннее домашнее образование. Мэри прочитала все книги по астрономии с отеческих книжных полок, а потом вместе с младшим братом прониклась любовью к математике и физике.  

Через несколько лет после 19-летия Агнес, родители отправили ее в Италию подлечить здоровье и продолжить обучении во Флоренции. В 1877 году семья воссоединилась в Лондоне. На тот момент Агнес исполнилось 35 лет, и она начала писательскую карьеру. Первую статью девушка анонимно напечатала в журнале «Эдинбургское обозрение», а после опубликовала биографии Галилео Галилея и Пьера-Симона Лапласа в Британской Энциклопедии. Уже без псевдонима. Имя Агнес Мэри Клерк пестрело во всех элитных газетах и журналах, поэтому очень скоро она познакомилась с известными астрономами Джозефом Локьером и Эдвардом Холденом.

Благодаря их поддержке она занялась астрофизикой, а результатом стала книга «Общедоступная история астрономии в XIX столетии» (A Popular History of Astronomy during the Nineteenth Century), которую полюбили как ученые, так и люди, далекие от астрономии. Второй главный труд «Система звезд» (The System of the Stars, 1890), в котором Агнес защищала точку зрения, что галактика «Млечный путь» является единственным крупным образованием во Вселенной, подвергся жесткой критике и был опровергнут только после смерти писательницы. Тем не менее, в честь Агнес Кларк назвали лунный кратер, чтобы обессмертить ее вклад в развитие астрономии.

Ева Крейн (1912—2007) 
«Ученая, которая дрессировала пчел»

Британка Ева Крейн охватила многие сферы деятельности: от писательства до пчеловодства. Будущая ученая родилась в семье книгоиздателя и портнихи в 1912 году в Лондоне. Она проявляла интерес к наукам еще в раннем детстве и уже в 23 года получила степень бакалавра математики после выпуска из Кингс-Колледжа. Далее регалии Евы пополнили степень магистра по квантовой механике и доктора философии по ядерной физики. А затем произошло то, чего никто не ожидал. 

В 1942 году Ева вышла замуж за Джеймса Крейна. В качестве свадебного подарка супруги получили улей, что было символично, учитывая дефицит сахара в годы Второй мировой войны. Ева Крейн любила рассказывать, как она подписалась на Bee World и членство в Британской ассоциации пчеловодов (BBKA), где позже стала секретарем исследовательской комиссии. Увлечение переросло в научную деятельность, за которым последовали публикации статей о пчелах и медовухе. 

В 1949 году с BBKA Ева Крейн основала Пчелоисследовательскую ассоциацию (Bee Research Association, BRA), с 1976 года — интернациональную: IBRA. Ева Крейн делала заметки во время командировок и на закате жизни выпустила книгу Making a Bee-line (2003), в которой описала свои путешествия на протяжении полувека и открытия, сделанные благодаря пчелам.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: