Комментарии

Учитель истории — о том, как преподают тему Великой Отечественной войны в британских школах

09.05.2021Ирина Евсюкова

День Победы в постсоветских странах — один из главных национальных праздников, к которому чувствует себя причастным практически каждая семья. В Великобритании и других западных государствах 9 мая — всего лишь одна из дат в истории Второй мировой войны. Интересно, а знают ли английские школьники об этой дате и о роли Советского Союза в победе над фашизмом? И как вообще история Великой Отечественной войны преподается и преподавалась в Англии в разные годы? За ответами мы отправились к Наталье Жигуновой — учителю истории с более чем 20-летним стажем и завучу по социальным наукам и психологической поддержке в средней школе Рединга.

— Наталья, чем подход к школьному образованию в России отличается от подхода в Великобритании?

— Структура образования, конечно, разная. В Англии первые общенациональные экзамены GCSE сдаются в конце 11 класса, когда студентам по 16 лет. Это такой сертификат о среднем образовании. Дальше студенты, которые собираются поступать в университет, изучают программу A-Level. Здесь уже нет обязательных предметов, только три предмета по выбору, которые изучаются очень углубленно. Экзамены по ним довольно масштабные. 

Например, за один экзамен по истории учащийся пишет два-три сочинения по разным историческим периодам. Самая большая разница между российским и английским образованием состоит в том, что английское направлено на развитие критического мышления, умение анализировать и сравнивать источники. И экзаменационные билеты построены именно на этих навыках. Студентов просят сравнить разные источники, объяснить, с каким они больше согласны и почему, основываясь на их знаниях предмета. 

— Кому вы преподаете историю?

— Я преподаю в средней школе, которая начинается с седьмого класса. История здесь представляется максимально наглядной — так, чтобы ребенок мог погрузиться в эту среду. Допустим, когда идет изучение Первой мировой войны, мы читаем письма солдат, а когда говорим о Второй мировой — слушаем выступление Черчилля об объявлении войны с Германией. С моей точки зрения, это очень здорово. Это дает представление об истории не как о холодной хронологической науке. Мы изучаем, как люди жили, думали, как влияло на них их историческое время.

— А в чем вы видите минусы и плюсы обеих систем?

— Самой большой недостаток британской программы по сравнению с российской то, что история здесь не преподается хронологически. Допустим, в восьмом классе может изучаться тема англо-бурской войны, геноцида и холодной войны. Считается гораздо более важным учить ребенка критически мыслить и выбирать источники, поэтому для них выбирают темы, которые будут наиболее важными и интересными. Но от этого у детей часто возникают пробелы в хронологии. Также все студенты пишут курсовые работы по темам на их выбор. Например, мои студенты писали работы и по причинам русской революции, и по убийству Александра II, и по причинам прихода Гитлера к власти, и по возникновению холокоста — разброс огромный.

Российская система образования очень серьезно тренирует память. В этом ее преимущество. У нас очень хорошо вырабатывалось умение мыслить и строить связи. Если я примерно знаю, в каком веке жил Иван Грозный, я смогу сообразить, кто в это время правил в Англии. Для моих учеников было очень большим открытием узнать, что Иван Грозный и Елизавета Первая — современники и что Иван Грозный даже сватался к ней. Ребенку с российским средним образованием провести эти параллели гораздо проще. К тому же нас заставляли заучивать огромное количество материала, так что нам довольно легко удерживать в голове большие объемы информации. Другое дело, что зазубривание довольно часто убивает тягу к учебе. Это самый большой недостаток. В британском образовании проще увлечь ребенка, здесь никого не заставляют пересказывать или учить наизусть, нет опроса школьников. Знания проверяются через дискуссии, интерактивные задания, сценарии. 

— Как в английских школах изучают события Второй мировой войны и, в частности, Великой Отечественной войны? Говорите ли вы на уроках о вкладе СССР в победу над фашизмом?

— В этом плане здесь многое поменялось. Один мой друг-англичанин, который очень увлекается историей, показал мне книгу, выпущенную в 1960-е годы. Она называется «История мира для детей». Про роль Советского Союза во Второй мировой войне там один параграф. Когда я приехала сюда двадцать лет назад и впервые попала на урок истории в школе на острове Мэн, как раз разбиралась та часть Второй мировой войны, когда проходила Сталинградская битва. Про СССР не было сказано ни слова, даже Сталинградская битва не была упомянута. Упор делали на участие Великобритании, а про Советский Союз было лишь сказано, что он «тоже вступил в войну». 

С того момента, конечно, изменилось очень многое. С 2001 года программы по истории менялись три раза. Последняя, которая была написала в 2015 году и по которой преподают большинство средних школ, уделяет большое внимание истории России. В ней есть отдельный большой модуль о царской России, разбирается история Советского Союза, и в том числе Великая Отечественная война. В программе изучения Второй мировой войны Сталинградская битва присутствует на таком же уровне, как, например, история Дюнкерка. Конечно, не все дети помнят термин «Великая Отечественная война» или имена ее героев — их довольно тяжело запоминать и усваивать. Но большие события — осаду Ленинграда, Сталинградскую битву, Курскую дугу — они изучают. Роль России во Второй мировой войне стала освещаться намного шире и подробнее, о ней современные школьники знают гораздо больше, чем, например, о роли Франции. 

— Как вы считаете, влияет ли на школьную программу по истории политическая ситуация в мире? К примеру, то, какие отношения между Россией и Великобританией установились сегодня.

— Политика, конечно, всегда влияет на школьную программу. Например, сейчас всем интересна тема Black Lives Matter, и поэтому в программы включают историю национальных меньшинств. Но сегодняшняя программа, в которой Россия изучается довольно подробно, была создана в 2015 году. Тогда наши отношения с Великобританией после событий на Украине уже были напряженными. Но в программу все равно было включено довольно много тем, которые помогли бы английскому школьнику лучше узнать Россию. 

Нужно понимать, что большая часть тем для изучения остается на выбор учителя. Поскольку специалистов по русской истории, которые преподавали бы в школах, здесь не так уж и много, как и материалов для них, то немногие учителя рискуют ее выбирать. Поэтому, когда программа пересматривается, а в следующий раз это должно произойти в 2022–2023 годах, все учебные заведения будут смотреть, насколько популярна эта тема. Пока у нас наблюдается большой интерес к теме России, периоду правления Сталина, перестройке, развалу Советского Союза. Интересно, сохранится ли он.

Вообще, в Великобритании достаточно толерантное образование, которое ставит своей целью воспитать толерантность по отношению к другим нациям и культурам. Поэтому я не думаю, что даже такое сильное обострение отношений на политическом уровне значительно повлияет на образовательную программу.

— Вы, как преподаватель с русскими корнями, рассказываете своим ученикам о России? И интересуются ли ваши студенты этой темой?

— Конечно. И еще я люблю смешивать английские и русские методики преподавания, слушаю русских историков. Я очень часто рассказываю своим студентам про Россию, и эта тема их очень интересует. Например, когда мы изучали тему коммунизма, у меня спросили: «Мисс, а у вас правда все было одинаковое?» И такие вопросы порождают очень интересную беседу. Я рассказываю им о наших школьных занятиях, кружках, походах, сборах, люблю делиться подробностями российского быта, показывать фотографии. 

В этом году во время локдауна у нас был урок о Великой Отечественной войне, мы делились тем, что такое для нас война. Я рассказала, что у меня воевали бабушка и дедушка и что ни один из них не любил говорить про войну. Многие из детей признались, что для них эта война — это что-то из учебника. Конечно, еще не эпоха Тюдоров, но уже начинает приближаться к музейной старине. Но им интересно все, что связано с моральными дилеммами. Например, чтобы было, если бы не случилась Октябрьская революция или если бы Гитлер не пришел к власти. Я очень горжусь тем, что большая часть моих учеников считает, что Вторую мировую войну надо изучать, чтобы такое никогда не повторилось.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: