Пока коллекционеры надеются на удачное приобретение дорогих их сердцу и любезных глазу шедевров, мы сделаем небольшой экскурс и вспомним о наиболее дорогих русских лотах, которые вошли в историю аукционных торгов Лондона за последние пятнадцать лет.
Напомним, что первые русские (не тематические, а именно отдельные) аукционные торги состоялись в Лондоне в начале 1980-х годов. И если поначалу произведения русского искусства стоили десятки, а потом сотни и тысячи фунтов стерлингов, то, начиная с 2004 года, многие работы уверенно преодолевают отметку в миллион фунтов стерлингов. Конечно же, первым рекордсменом стало полотно Айвазовского. С тех пор Айвазовский прочно удерживает свои позиции — достаточно вспомнить о прошлогоднем «Кораблекрушении на Черном море», ушедшем за £2,314 млн при эстимейте в £1,5–2 млн.
Не обошлось и без сюрпризов от лукавой и игривой «Дамы» Константина Сомова: небольшой холст, выполненный маслом, с эстимейтом в £300 000–500 000, в итоге был продан с более чем двукратным превышением — за £1,13 млн. В целом результаты 2020 года показали, что новый онлайн-формат для аукционов не так уж и плох.
Несмотря на столь радостные новости, все равно пока есть ощущение, что все самое лучшее в прошлом. По крайней мере, пока. В любом случае почему бы нам с ностальгией не повспоминать офлайн-торги последних пятнадцати лет?
Конечно, об успехах нью-йоркских торгов Лондону до сих пор остается только мечтать — я имею в виду «Супрематическую композицию» Казимира Малевича, ушедшую в 2018 году на нью-йоркском отделении Christie’s за $85 812 500. Это пока что недостижимая планка для русских лондонских торгов. Но лучше фокусироваться на позитивных результатах.
— • 01 • —
Пожалуй, к показателям Нью-Йорка при продаже произведений Малевича Лондон приблизился 24 июня 2015 года, когда на торгах аукционного дома Sotheby’s было продано принадлежавшее наследникам Казимира Малевича полотно «Супрематизм. 18-я конструкция» (1915 год). Оно было куплено неизвестным коллекционером за £21,43 млн.
В 2018 году на июньских русских торгах в Лондоне небольшая, но редкая гуашь Малевича «Пейзаж» ушла с Christie’s за £7,88 млн. Сам аукцион признает это ценовым рекордом для работ художника, исполненных на бумаге. Этот рекорд перекрыл результаты аукциона Sotheby’s 2015 года, когда самым дорогим произведением, выполенным на бумаге, стала гуашь с автопортретом художника — £5,57 млн.
Как выяснилось, созданный под влиянием творчества Сезанна «Пейзаж» был впервые показан на «Московском салоне» в феврале — марте 1911 года. В 1912 году он экспонировался в рамках выставки петербургского «Союза молодежи», где Малевич представлял радикальное художественное объединение «Ослиный хвост», а потом — на выставке в Берлине в 1927 году, где и остался после возвращения Малевича в Россию. После войны работа была обнаружена и приобретена Базельским художественным музеем, в собрании которого находилась более 50 лет, после чего была возвращена наследникам художника, которые и выставили ее на торги.
— • 02 • —
Другим рекордсменом русских торгов в Лондоне, не уступающим Малевичу, стала картина Василия Кандинского «Эскиз к импровизации номер 3» (1909 год), которая с 1972 по 2003 год входила на правах аренды в основную экспозицию мюнхенского музея «Новая пинакотека». Она была приобретена 18 июня 2013 года на торгах Christies’s в Лондоне анонимным покупателем за £13 501 875.
Эта небольшая по формату живописная работа (44,7 х 64,7 см), относящаяся к раннему периоду творчества Кандинского, выполнена в смешанной технике масла и гуаши на грунтованном картоне и изображает святого Георгия, побеждающего змея (довольно частый образ в творчестве Кандинского, еще не обратившегося к чистому абстракционизму). Работа входит в одну из его самых известных серий «Импровизаций», большинство из которых осели в музейных собраниях или частных коллекциях. Произведение относится к переходному этапу в творчестве художника, маркируя его движение от реализма к абстракционизму, когда он запечатлевал фантазии или ассоциации, вызванные реальными событиями.
— • 03 • —
Летние торги 2019 года поставили еще один рекорд: «Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина ушел за£9,3 млн,превысив эстимейт в £1–1,5 млн почти в девять раз истав абсолютным ценовым рекордом для этого художника.
У «Натюрморта с сиренью» идеальный провенанс, о котором можно только мечтать: в 1932 году картина выставлялась в советском павильоне на Венецианской биеннале, что подтверждают и сохранившаяся фотография павильона, и многочисленные наклейки на обороте холста. Затем натюрморт включили в программу обмена работ русских художников на произведения их итальянских коллег, инициатором которой стал искусствовед Борис Терновец. В этой программе его итальянским партнером был искусствовед и издатель Джованни Шейвиллер, которому в итоге и была подарена работа Петрова-Водкина. Наследники Шейвиллера долгое время хранили картину, не задумываясь о том, что она может стоить более миллиона фунтов стерлингов. Судя по всему, конечный результат торгов их приятно удивил.
— • 04 • —
Неуклонно растет и интерес к художникам Серебряного века, таким как Валентин Серов, полотно которого было продано на ноябрьских русских торгах 2014 года за £9 266 500 (при первоначальном эстимейте в £1,5 млн). Работа появилась на рынке впервые — ее выставила на продажу мэрия израильского города Рамат-Ган. Это виртуозный портрет Марии Цетлин, супруги известного литератора и мецената Михаила Цетлина, выполненный в изысканных жемчужных и серебристо-серых тонах.
Мария была хозяйкой популярного парижского литературного салона и неоднократно позировала самым известным русским художникам, среди которых были Лев Бакст, Сергей Чехонин, Александр Яковлев и многие другие. Серов написал ее портрет в первый год супружества Марии и Михаила Цетлиных на французском побережье. Цетлины также были коллекционерами живописи, и в 1959 году Мария подарила семейную коллекцию вместе со своим портретом Рамат-Гану. Несмотря на многочисленные протестные акции со стороны жителей города, требовавших оставить шедевр в коллекции, мэрия выставила портрет на торги. Вырученные средства пошли на развитие местной сети музеев в Рамат-Гане.
— • 05 • —
Соперником Кандинского как в живописи, так и на русских торгах, остается уроженец Торжка Алексей Явленский. Он уже давно известен более широкой аудитории, а не только музейным экспертам и коллекционерам. Кстати, существуют версии, что Кандинский начал писать абстракции именно под влиянием своего коллеги по «Синему всаднику» Алексея Явленского. Явленский покинул Россию задолго до революции и не стал возвращаться из Германии в советскую Россию, как Кандинский или Шагал, чтобы продвигать передовые идеи в искусстве, поэтому в российских музеях мало его работ. Именно поэтому появление портрета «Шокко в широкополой шляпе» (1910 год) стало сенсацией. Шокко — это прозвище натурщицы, которая мерзла в холодной мюнхенской студии Явленского и все время просила у художника горячего шоколада, что и дало интересное название полотну. Вообще, специалисты называют историю первоначального приобретения этой картины «инвесторской удачей». Еще в 2003 году она была куплена на Sotheby’s где-то в районе £4 млн.
5 февраля 2008 года на торгах Sotheby’s в Лондоне картина ушла за £8,4 млн — за стоимость в 2,2 раза больше той, за которую ее приобрел предыдущий владелец в 2003 году. Эксперты объясняли коммерческий успех все увеличивавшимся ростом интереса к творчеству художника.
Впрочем, что мы все про Christie’s да Sotheby’s. Есть и другие аукционные дома.
— • 06 • —
Например, продажа картины Николая Рериха «Мадонна Лаборис» (1931 год) стала вехой в истории русских продаж аукционного дома Bonhams. Редкая работа Рериха ушла с молотка 5 июня 2013 года в Лондоне за £7,9 млн. С 1930-х годов картина была недоступна широкой публике — ее местонахождение оставалось неизвестным, пока она не была обнаружена в частной коллекции США экспертами дома Bonhams.
Согласно аукционному каталогу, «Мадонна Лаборис» изображает историю, описанную в одном из апокрифических (неканонических) Евангелий. История захватила воображение Николая Рериха и воплотилась в художественный шедевр. «Обеспокоился Апостол Петр, ключарь Рая. Сказывает Господу: «Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю». И сказал Господь: «Пойдем, Петр, ночным дозором». Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Петр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: «Ш-ш, не мешай!» (Н. К. Рерих. Из статьи «Держава Света»).
Несмотря на то, что уменьшенная копия «Мадонны Лаборис» находилась на тот момент в Музее Рерихов в Нью-Йорке, история, провенанс произведения, а также тот факт, что именно оно было исходным оригиналом, несомненно повлияли на высокие результаты торгов.
— • 07 • —
Еще один важный рекорд был поставлен картиной Хаима Сутина «Мужчина в красном шарфе» 1921 года, проданный на Sotheby’s в 2007 году за £7,8млн. Хаим Сутин (1893/1894–1943) — один из самых значительных представителей Парижской школы русского происхождения. Сутин — уроженец Смиловичей, сейчас уже города, а тогда еврейского местечка в 27 километрах от Минска. Композиционно портрет близок к другим знаменитым многомиллионным работам Сутина, таким как «Кондитер из Каня» и «Посыльный из «Максима».
— • 08 • —
Картина Николая Фешина «Маленький ковбой» до сих пор остается рекордсменом продаж лондонского аукционного дома MacDougall’s. Написанная в 1940 году в Америке, работа была продана 2 декабря 2010 годаза £6,9 млн, став топ-лотом всей лондонской русской недели. Проданное полотно превысило эстимейт практически в десять раз (картина изначально оценивалась в £500 000–700 000). «Маленький ковбой» достался коллекционеру из России.
— • 09 • —
Этот мужской клуб победителей несколько теснит амазонка русского авангарда Наталья Гончарова. Ее яркая «Испанка» ушла за £6 425 250 на аукционе «Искусство импрессионизма и модернизма» Christie’s в феврале 2010 года. До этого полотно долгое время принадлежало шведскому коллекционеру. Итоговая сумма продаж установила новый мировой рекорд на живопись Натальи Гончаровой.
— • 10 • —
Какой же русский аукцион без Фаберже? Правильно, никакой. Поэтому наш обзор мы завершим бессменным рекордсменом среди самых дорогих произведений русского декоративно-прикладного искусства.
Этим бесспорным лидером остается шедевр ювелирного и часового искусства — «Ротшильдовское» яйцо-часы, проданное аукционным домом Christie’s на торгах «Русское декоративно-прикладное искусство» в Лондоне в 2007 году за £8 980 500. По сути оно повторяет яйцо-часы «Петушок» из серии самых престижных императорских пасхальных яиц Фаберже. Яйцо с часами, заводным механизмом и золотым петушком внутри было выполнено в мастерской одного из ведущих мастеров фирмы Фаберже Михаила Перхина. Оно было инкрустировано драгоценными камнями и украшено эмалью в корпусе из золота разных оттенков.
В семействе Ротшильдов шедевр оставался более ста лет: выполненное в 1902 году по заказу семьи Эфрусси, в 1905 году яйцо-часы было преподнесено в качестве свадебного подарка барону Эдуарду Ротшильду. Произведение было приобретено в частную коллекцию и впоследствии выставлено в частном музее Фаберже в Баден-Бадене, принадлежащем Александру Иванову. Но уже в 2014 году Владимир Путин преподнес «Яйцо Ротшильда» в дар Государственному Эрмитажу в честь 250-летнего юбилея музея.
На этой оптимистической ноте хотелось бы и завершить наш обзор. Конечно, из 2021 пандемийного года на такие цены смотришь с ностальгией и некоторыми завистью и беспокойством: что же будет дальше? Но будем надеяться, что пока что относительно прочные позиции русского рынка в Лондоне не пошатнутся, и мы даже станем свидетелями новых рекордных продаж.
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…