Сквозь ливень и снег — к вулкану Котопахи
Путешествие в горы Эквадора и Перу вместе с моим многолетним напарником, профессиональным гидом и руководителем компании Mountainguide.ru Сергеем Барановым мы спланировали основательно: за три недели — три восхождения на вулканы Эквадора и два трека в Перу. Сергей много времени провел в Южной Америке и знает там все досконально, так что с логистикой проблем не было.
Первые пару дней мы провели в Кито на достойной высоте 2800 метров над уровнем моря. Подходящее место для ознакомления с неоготической испанской архитектурой и необходимой акклиматизации. Вулкан Пичинча (Rucu Pichincha, 4698 метров), расположенный в непосредственной близости от столицы, оказался отличным полигоном для нашего первого тренировочного восхождения.
Утром третьего дня мы отправились на хорошем внедорожнике к Авеню Вулканов, среди которых наше особое внимание привлекает снежный Котопахи (Cotopaxi, 5897 метров). Но прежде нам надо разобраться с Пасочоа (Pasochoa, 4200 метров) — невысоким, на первый взгляд, вулканом. Однако длинный 10-километровый подход к вершине с набором высоты в 1200 метров делают его «крепким орешком». Особенно в непогоду. Мало нам не показалось. Все десять часов маршрута лил дождь, и последнюю сотню метров перед вершиной мы карабкались по крутяку в слизкой глине. Доползли, но ощущения вершины не было — дождь и минимальная видимость. Поднимал настроение увязавшийся с нами бродячий пес — кладезь боевого духа и энтузиазма. Спускались мы по тропе, ведущей через настоящие тропические заросли, напомнившие ранние эпизоды фильма «Индиана Джонс. В поисках утерянного ковчега». Добравшись, наконец, до нашей фазенды, промокшие до костей, мы оценили качество коньяка из моей фляжки, разместившись у камина под теплыми пледами.
Но это были только «цветочки». «Ягодки» нам заготовил вулкан Котопахи. Восхождение мы начали в час ночи от приюта Jose Rivas (4800 метров), рассчитывая оказаться на вершине в районе семи утра — с восходом солнца, как обычно пишут в рекламных брошюрах. Впрочем, на солнце мы и не рассчитывали. Шел сильный снег, а ветер переходил в штормовой.
Через пару часов мы вышли на ледник, где связались веревкой для страховки на случай появления трещин во льду: местный проводник Панчо — впереди, я — в середине и Сергей — замыкающим. Так, в связке, мы и боролись следующие несколько часов с ветром, который уже превратился в настоящий ураган, пока не добрались до самого сложного участка — склона с 40 — 45 градусами наклона. По такому не ходят — карабкаются на четырех конечностях.
Шедшие впереди нас группы повернули назад. Панчо сказал: «Не пройдем». Да, сил осталось немного, но и вершина близко. Сергей Баранов, с которым мы ходили на Эльбрус, Пик Ленина, Непал и далее по списку, спокойно так попросил Панчо встать в конце, занял его место впереди связки и начал уверенно прокладывать путь в славных традициях Краснодарской школы альпинизма. Вопросов никто больше не задавал. Через изнурительные полтора часа мы вышли на вершину. Несколько минут вдохновение от сделанного бодрит, но мысли о трехчасовом спуске угнетают. Идем вниз. Долго идем. Ну а вечером, после 12 часов работы в горах с преодоленными 1300 метрами вертикального подъема, нас ждет хороший ужин с Moet & Chandon, припасенным мной в Кито. Пора нам отсюда на треки в солнечный Перу!
Затерянный город инков
Наша база на следующие 12 дней — Куско, примечательный перуанский туристический центр, вокруг которого и развивались основные события покорения испанской короной племен инков в XVI веке. Наш первый трек проходит на высоте 4000–5000 метров вокруг величественной вершины Аусэнгате, в трех часах езды от Куско. Горы очень впечатляют. Но не меньше впечатляют их обитатели — сотни лам на нашем пути и парочки wallatas (андский гусь) — птиц из подсемейства гусиных, обитающих выше 3000 метров над уровнем моря. В Перу эти птицы считаются символом любви и верности: встретившись, они остаются вместе до самой смерти.
Утром последнего дня трека мы взобрались на перевал напротив горы Радуги. Такого буйства красок я не видел никогда прежде.
Основная цель нашего визита в Перу — это семидневный трек Чокекирао — Мачу-Пикчу. Чокекирао (Choquequirao) — это второй затерянный город инков после Мачу-Пикчу (Machu Piсchu). С языка кечуа Чокекирао переводится как «Золотая колыбель». Знаменита она тем, что долгое время служила укрытием для Манко Инки Юпанки (также известного под именем Манко Капак II), последнего Сына Солнца, который возглавлял инкское сопротивление испанским конкистадорам в середине XVI века.
В отличие от получившего мировую известность Мачу-Пикчу, «Золотая колыбель», размещенная инками на высоте 3000 метров, нетуристическое место — сюда нельзя добраться никаким транспортом. Если позволяет выносливость, то пешим ходом — через изнурительный спуск в каньон и полуторакилометровый подъем с последующим траверсом. Мы начинаем наш путь к затерянным городам инков в районе деревни Качора. Спуск в каньон, образованный рекой Апуримак, сопровождается сменой горной флоры и фауны на тропическую со своими «прелестями», из которых я бы выделил злобных комаров-москитос. Средства защиты помогают условно. Инки на такие мелочи внимание не обращали, ну и мы стараемся так же.
Продвигаемся мы через сложный горный рельеф быстро, и меня не покидает одна мысль: зачем для своих главных поселений инки выискивали такие затерянные горные уголки? Ответ пришел, когда мы достигли, наконец, руин Чокекирао на хребте Салкантай. Я стою в месте, откуда открывается неземная красота. Горы и небо трансформируют сознание — ты теряешь связь с земной твердыней, переходишь в иную космическую реальность, тебя тянет еще выше, и не хочется вниз. Жить ближе к Всевышнему — в этом, как представляется, и состоял замысел архитекторов такого города. Никакого иного рационального объяснения невозможно представить, да оно и не нужно для тех, кто разделил, пусть и коротко, с древними инками ощущение обитания между землей и небом.
На следующее утро мы продолжаем наш путь по тропе инков, которая связывала четыре главных центра империи: Виткас, Мачу-Пикчу, Чокекирао и Вилькабамба. Последний был основан в 1539 году Манко Инка Юпанки, который посчитал, что Чокекирао может стать доступен испанским отрядам. Мы идем по тропе, по который последний император инков уходил из Чокекирао со своим ближним окружением. После перевала Сан-Хуан (4200 метров) перед нами открывается захватывающий вид новой долины, в которой надеялись укрыться инки. Эти надежды не оправдались. Манко Инка Юпанки был убит в 1545 году засланными испанцами-диверсантами, но окончательно Вилькабамба — последний оплот прежде могущественной империи — пал в 1572 году. Испанские экспедиционные отряды добрались до города и одержали решающую победу. Всех инкских вождей казнили. История империи завершилась.
С перевала видна тропа, ведущая влево — к развалинам Вилькамбамба (до них два дня пути), а вправо уходит тропа на Мачу-Пикчу. Парящий в вышине кондор — символ Анд — приносит удачу, как полагали древние. Нам она тоже пригодится в оставшиеся пару дней. Впереди — еще один перевал высотой 4600 метров, после которого мы спустимся к Мачу-Пикчу — финалу нашей экспедиции.
Город в небесах
О древнем городе инков Мачу-Пикчу, удостоенном в 2007 году звания Нового чуда света, известно крайне мало: неизвестны ни время его постройки, ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название. Мы знаем лишь то, что испанские конкистадоры до него не добрались, и город не был разрушен. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали новые земли на выстроенных террасах.
Более чем на 400 лет этот город был забыт. Обнаружил его американский исследователь из Йельского университета Хайрам Бингем в 1911 году случайно: профессор-археолог (прообраз Индианы Джонса) искал легендарную Вилькабамбу, куда, по преданиям инков, были вывезены многие сокровища и мумии правителей. Бингем блуждал по горам в надежде найти какой-то след этого города и по дороге встретил мальчика, несущего керамический кувшин. Бингем спросил у мальчика, где он его взял, и тот рассказал о Мачу-Пикчу и указал дорогу. К слову сказать, позднее Бингем нашел и Вилькабамбу.
Архитектура Мачу-Пикчу долгое время озадачивала исследователей. Сооружения в городе на высоте 2450 метров над уровнем моря построены из камней, но без бетона или каких-то других скрепляющих растворов. Для возведения такого города требовалось невероятное мастерство. Это настоящий инженерный и архитектурный шедевр. Мачу-Пикчу удивительно вписывается в окружающий ландшафт, поэтому его часто называют «город в небесах» или «город среди облаков». Мы почувствовали это в полной мере, проведя пару часов в этом безусловном чуде света, в силу обстоятельств пандемии не заполненном толпами туристов. Такое погружение в наглядную историю мировой цивилизации я испытывал прежде только в Иерусалиме. Мачу-Пикчу точно должен занять одно из главных мест в bucket list каждого путешественника.
Ну а нам пора домой, мне — в Англию, а Сергею — в Россию, но в ноябре мы с ним продолжим наши упражнения на свежем горном воздухе. План нового путешествия уже составлен.
________________
Индивидуальные туры на Кавказ, Памир, в Гималаи, Анды и далее везде с компанией www.mountainguide.ru.
Сергей Баранов: mail@mountainguide.ru, WhatsApp: +7 (906) 433 35 57
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…