Это ложное противопоставление было сделано в связи с историей эвакуации из Кабула приюта для брошенных собак и кошек, который создал там бывший морской пехотинец Пол (Пен) Фартинг. Непростая операция по эвакуации приюта Arc («Ковчег») в конце концов удалась — Пен сумел вывезти своих питомцев из Кабула на частном самолете.
Да, упреки в том, что на организацию эвакуации были потрачены силы британских военных, руководивших вывозом людей, справедливы, а раздражение чиновников минобороны можно понять. Симпатии людей, следивших за этой эпопеей, была на стороне доблестного бывшего морского пехотинца и его подопечных. Именно сочувствующие Пену и спасенным им животным пожертвовали деньги на частный борт, а животные, вопреки возмущению некоторых, не заняли места в самолете, на которых могли бы сидеть люди. Люди сидели в салоне, а клетки с двумястами спасенными собаками и кошками были помещены в багажное отделение. К сожалению, в креслах самолета оказались не афганцы, работники приюта, которым талибы так и не позволили пройти в аэропорт. Однако Пен Фартинг, прибыв в Англию, со слезами на глазах обещал сделать все, что в его силах, чтобы вывезти и их. Глядя на душераздирающие сцены в аэропорту Кабула и вокруг него, зная, что очень многим из тех, кто не смог покинуть Афганистан, грозит смерть, казалось бы, странно сочувствовать животным.
Но на самом деле ничего странного, как нас заверяют психологи, в этом нет. Новое исследование показало, что люди испытывают больше эмпатии к собакам, чем к взрослым людям, а дети, согласно психологам, вызывают больше симпатии, чем взрослые собаки.
Правда, по моим наблюдениям, некоторые англичане более трепетно относятся к своим собакам, чем к детям. Детей частенько отправляют в boarding school (школу-интернат), как только им исполнится двенадцать лет, а некоторых еще раньше. Собака же всегда дома, кроме тех случаев, когда хозяин-охотник хочет, чтобы его гончака или ретривера обучили в специальной собачьей школе. Так, во всяком случае, поступал дядя моего мужа, отправляя своего спаниеля в специальную собачью охотничью школу на несколько месяцев. Сейчас это можно сделать на дому и вообще не расставаться со своим питомцем.
Любовь к животным, конечно, присуща не только англичанам.
Собаки — члены нашей семьи. Психологи установили, что привязанность, которую люди испытывают к домашним животным, сродни любви к своему ребенку. То есть животные просто-напросто вызывают у нас материнский инстинкт. Они полностью зависят от человека, их хочется защитить. Я больше скажу: дети вырастают, а питомцы до конца жизни остаются нашими маленькими детьми.
Психологи установили, что порой мы отдаем предпочтение домашним животным, потому что видим в них беззащитность: взрослые люди могут за себя постоять, дети и животные — нет, поэтому вполне естественно, что мы возмущаемся, когда слышим о жестоком обращении с животными.
Должна открыть вам еще более ужасную вещь: люди склонны больше сочувствовать животному, чем взрослому человеку, попавшему в беду.
Благотворительная организация Harrison’s Fund, занимающаяся медицинскими исследованиями, провела тест, чтобы определить, кому более охотно жертвуют деньги — собакам или людям. Были напечатаны два объявления одного содержания, с той лишь разницей, что в одном речь шла о собаке по имени Харрисон, которой грозит «медленная и мучительная смерть», а в другом — о человеке. Больше пожертвований получила собака.
Другое исследование показало, что нас больше беспокоят рассказы о побоях, которые претерпела собака, чем подобные истории о человеке.
На этот раз профессора Джек Левин и Арнольд Арлюк из Нортистенского университета в Бостоне раздали 240 участникам по одной из четырех фейковых газетных статей. В них рассказывалось об избиении бейсбольной битой, которое привело к тому, что жертва нападения потеряла сознание, у нее оказалась сломана нога и множественные ушибы. Разница в заметках была лишь в том, что жертвой был в одном случае годовалый ребенок, в другом — тридцатилетний человек, в третьем — щенок, в четвертом — шестилетняя собака. Замеры степени эмпатии показали, что меньше всего сочувствия вызвала заметка о нападении на взрослого человека. Взрослый пес вызвал чуть меньше сочувствия, чем ребенок и щенок.
В животных, особенно в симпатичных, с большими глазами, как у альпака Джеронимо, мы видим мохнатых детей. Вот почему Джеронимо, которого только что усыпили по решению суда из-за наличия у него заразной формы туберкулеза, вызвал такую волну сочувствия у людей во всем мире, а не только в Англии.
Антрополог и профессор психологии эволюции Оксфордского университета Робин Данбар тоже объясняет нашу любовь к животным материнским инстинктом, а нашу сентиментальность — простой физиологией. Когда мы видим что-то милое, гипофиз начинает выделять дофамины, в кровь попадает окситоцин — гормон, необходимый для установления связи между матерью и младенцем. Так мы реагируем на «мимимишность». Это, кстати, используется и в мультфильмах, где герои-животные похожи на человеческих детей.
Тот факт, что так много людей приняло близко к сердцу судьбу альпака Джеронимо и с волнением следило за его судьбой по круглосуточному стриму с фермы, где он жил, всячески пытаясь его спасти, ученые объясняют тем, что морда альпака чем-то напоминает лицо ребенка: большие глаза, крутой лоб плюс симпатичная мохнатость.
Счастливые собаки и кошки, вывезенные из Кабула.
Бедный Джеронимо, которого усыпили.
Но все же никакие материнские инстинкты и любовь к животным не могут затмить сочувствия к людям, оставленным сейчас в Афганистане не менее беззащитными, чем щенки.
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…