FILE - In this Nov. 13, 2018 file photo, author J.K. Rowling poses for photographers upon her arrival at the premiere of the film 'Fantastic Beasts: The Crimes of Grindelwald', in London. JK Rowling is publishing a new story called “The Ickabog,†which will be free to read online to help entertain children and families stuck at home during the coronavirus pandemic. The “Harry Potter†author said Tuesday May 26, 2020, that she wrote the fairy tale for her children as a bedtime story over a decade ago. (Photo by Joel C Ryan/Invision/AP, File)
— Одевайтесь как вам нравится. Называйте себя как хотите. Спите с любым взрослым при взаимном согласии. Живите на полную катушку в мире и безопасности. Но вытеснять женщин с работы за слова, что пол — это реальность?!
Пожалуй, именно этот твит, написанный Джоан Роулинг два года назад, 19 декабря 2019-го, разделил ее профессиональную (да и личную) жизнь на до и после. До него она — кумир миллионов, мегауспешная писательница, автор литературных и кинематографических блокбастеров, желанный гость везде и всегда. После — «токсичная» «трансфобка» и «сука», которой сторонятся не только многие бывшие поклонники, но и знаменитости, отчасти обязанные ей своей нынешней известностью.
Вообще-то претензии в адрес Джоан Роулинг звучали и раньше — прямо с 1997 года, с момента выхода ее первой книги о «Гарри Поттере».
Одних возмущало, что в поттериане всего один ирландец, Симус Финниган, и тот постоянно что-то взрывает. Мол, не намек ли это на ирландских террористов (или борцов за освобождение — кому как)? А если так, то налицо дискриминация по национальному признаку.
Другим виделась карикатура на евреев в гоблинах-банкирах. В сестрах Падме и Парвати Патил усматривалось примитивное и стереотипное олицетворение индийцев, в Чжоу Чанг — азиатов.
Ворчали люди и по поводу публикаций Роулинг в соцсетях. Например, в октябре 2017 году она лайкнула чужой твит, ссылавшийся на статью на Medium, которая позже была заклеймена как трансфобная. В трансфобии, соответственно, обвинили в комментариях и Роулинг. Позже, в марте 2018 года, она отметила твит, в котором трансгендерные женщины назывались «мужчинами в платьях». Представителю писательницы тогда даже пришлось оправдываться и объясняться — она, мол, ничего такого не имела в виду, просто случайно нажала «лайк».
Но это все мелочи по сравнению с тем, что началось после того злосчастного твита в декабре 2019 года. Чтобы не оставалось сомнений, о чем это она, Роулинг добавила к нему два хэштега: #IStandWithMaya и #ThisIsNotADrill. Это напрямую отсылало к гремевшей истории Майи Форстартер.
Та слыла TERF (trans-exclusionary radical feminist) — радикальной феминисткой, «исключающей» транслюдей. Проще говоря, Майя Форстартер не считала (и не считает) трансженщин женщинами. И не стеснялась рассказывать о своих убеждениях. В аналитическом Центре глобального развития (CGD), на который она тогда работала, ей давали понять, что не все сотрудники разделяют ее позицию. В конце концов, в марте 2019 года CGD отказался продлевать контракт с Форстартер. Она сочла это дискриминацией и пошла в суд. В декабре 2019-го суд первой инстанции вынес решение не в ее пользу, что и стало поводом для твита Джоан Роулинг в поддержку Форстартер. Та, кстати, продолжает борьбу: решение суда ею опротестовано, очередные слушания пройдут в 2022 году.
Случай Майи Форстартер был тогда на слуху, так что демарш Роулинг вызвал бурю эмоций в комментариях и твитах. Кто-то поддерживал писательницу, но многие возмущались, называя ее убеждения трансфобными. Начитавшись всего этого, Роулинг пожала плечами и на время вообще прекратила писать твиты.
В Twitter она вернулась весной прошлого года — и вскоре опять оказалась в центре скандала. На глаза ей попалась статья на медиа-платформе Devex под политкорректным заголовком “Creating a more equal post-COVID-19 world for people who menstruate” («Создавая более равноправный мир после COVID-19 для людей с менструацией»).
— Уверена, раньше было отдельное слово для таких людей. Кто-нибудь, напомните. Жюнщбина? Жинщпанд? Жеенщуд? — пошутила она в Twitter.
Ирония пришлась по душе далеко не всем. Шум поднялся такой, что пришлось высказаться всем трем исполнителям главных ролей в поттериане: Дэниэлу Рэдклиффу (Гарри Поттер), Руперту Гринту (Рон Уизли) и Эмме Уотсон (Гермиона Гренджер). Если коротко, смысл их высказываний сводился к тому, что права транслюдей нужно уважать. Лишь Робби Колтрейн (Хагрид) поддержал Роулинг: «Я не думаю, что сказанное ею было оскорбительным. Не знаю почему, но в Twitter выросло целое поколение людей, которые только и ждут, когда их обидят», — написал он.
К Колтрейну присоединились тогда еще полторы сотни деятелей искусства, ученых и журналистов, опубликовавших в Harper’s открытое письмо в защиту свободы мнений. Правда, как минимум двое из подписавших его позже попросили удалить их имена.
А Джоан Роулинг продолжила гнуть свою линию и 10 июня прошлого года опубликовала эссе. В нем она рассказала, что много лет назад пережила домашнее и сексуальное насилие и с тех пор опасается ситуаций, когда мужчина может беспрепятственно войти на отведенную женщинам территорию: туалеты, раздевалки, душевые. Тревожится она не только за себя, но и за своих дочерей. А определение «менструирующие люди» считает унизительным для женщин.
В том же эссе Роулинг упомянула и о реакции на свои твиты: «[Меня называли] трансфобом, сукой, TERF, я заслужила отмены (имеется в виду «культура отмены», в рамках которой знаменитости, чье поведение больше не считается социально приемлемым, подвергаются общественному порицанию и бойкоту. — ZIMA), наказания и смерти. Кто-то даже сказал, что я Волан-де-Морт». А недавно она констатировала в Twitter: «Сотни трансактивистов прислали угрозы избить меня, изнасиловать, убить и взорвать бомбой».
Тревогу Роулинг можно понять — ведь теперь весь мир, включая агрессивно настроенных к ней людей, знает, где она живет. Месяц назад трое активистов выложили в Twitter свою фотографию на фоне дома Роулинг, и позировали они с таким расчетом, чтобы адрес дома был отлично виден. Правда, все трое получили в ответ столько оскорблений и угроз от пользователей, что вынуждены были сначала стереть пост с этим фото, а потом и вовсе удалить свои учетные записи.
В сентябре 2020 года Роулинг под псевдонимом Роберт Гэлбрейт выпустила детектив «Дурная кровь» (Troubled Blood). По сюжету книги, серийный убийца Деннис Крид переодевается в женщину, чтобы охотиться за жертвами. В общем, не сюжет, а подарок для всех, кто хочет продолжения скандала. Рецензенты из The Daily Telegraph ухватили наживку, написав: «Мораль, похоже, такова: не доверяйте мужчине в платье», — и «отмена» Роулинг пошла на новый виток. Ее ненавистники начали публиковать твиты с хэштегом #RIPJKRowling. В ответ 58 британских актеров и писателей из числа сторонников Роулинг опубликовали в The Times открытое письмо в ее поддержку.
А Роулинг стоит на своем. Недавно полиция Шотландии решила, что если мужчина-преступник считает себя женщиной, то изнасилование должно быть зарегистрировано как совершенное женщиной. Роулинг в ответ на это цитирует в Twitter роман Джорджа Оруэлла «1984»:
«Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила». И добавляет: «Индивид с пенисом, изнасиловавший вас, — женщина».
Волан-де-Морт, с которым некоторые уравнивают сегодня Роулинг, был в ее сказке «тем, кого нельзя называть». Реальность сказки не беднее: немало людей выступает за то, чтобы и в жизни не упоминать больше имени Роулинг и игнорировать ее саму.
На обложках книг про Гарри Поттера люди вымарывают имя автора и постят сообщения про это в соцсетях. Два крупных фан-сайта The Leaky Cauldron и MuggleNet удалили фото Роулинг и почти не пишут о ней. Ее перестали звать на ряд мероприятий. И ее показательное отсутствие в фильме о 20-летии поттерианы — горький, но закономерный итог этой «отмены».
Доходит до абсурдного и смешного. В мае этого года в Новой Зеландии прошел очередной книжный фестиваль The Featherston Booktown Karukatea Festival. Там провели дискуссию «Влияние культуры отмены на новозеландскую литературу». И одновременно отменили традиционную, проводившуюся до этого многие годы подряд, викторину по «Гарри Поттеру» — из-за «токсичных высказываний» Джоан Роулинг.
Недовольны ею даже игроки в квиддич. В 2005 году в Миддлберийском колледже (Вермонт, США) этот вид спорта адаптировали таким образом, чтобы играть в квиддич можно было без полетов на метлах. 15 декабря 2021 года две ассоциации — Американская ассоциация квиддича (USQ) и Высшая лига квиддича (MLQ) — выпустили совместное заявление о том, что изменят название игры, чтобы дистанцироваться от Роулинг. Конкурс на новое название пройдет до конца января 2022 года.
Есть, впрочем, одно обстоятельство, которое игроки в квиддич, «отменяющие» Роулинг, упоминают неохотно. Название «квиддич» запатентовано киностудией Warner Bros. И это, кажется, ограничивает развитие этого спорта, привлечение спонсоров и продажу прав на трансляции матчей гораздо в большей степени, чем ассоциация с именем писательницы.
Фото: Joel C Ryan, AP
На этой неделе взвыла Европа (включая и Британию). До нее стало доходить, что в семействе…
Барбикан устроен сложным образом — и такое же непростое впечатление он производит на тех, кто…
Siena: The Rise of Painting 1300–1350 Когда: 8 марта — 28 июня 2025Где: The National…
Когда: 26 марта, 2025, 19:15Где: Ciné Lumière, 17 Queensberry Place, London SW7 2DT «Елена» —…
Когда: 19 марта, 2025, 18:15Где: Ciné Lumière, 17 Queensberry Place, London SW7 2DT «Нелюбовь» —…
Когда: 10 марта, 2025, 20:15Где: Ciné Lumière, 17 Queensberry Place, London SW7 2DT «Левиафан» —…