— Этот уважаемый господин вводит всех в заблуждение! — в очередной раз, имея в виду Бориса Джонсона, повторил 26 января в Парламенте лидер оппозиции Кир Стармер.
И ведь он прав. Джонсон, очевидно, вводил Парламент в заблуждение, когда заявлял, что не участвовал и вообще не знал о нарушающих правила локдауна вечеринках на Даунинг-стрит, хотя, судя по всему, знал и участвовал. Он точно вводил Парламент в заблуждение и 7 сентября, отвечая на вопрос, разрешал ли он вывоз животных из Афганистана во время августовской эвакуации из Кабула британских сил и афганцев, работавших на британцев. Тогда Джонсон ответил отрицательно. Однако, как следует из только что всплывшего электронного письма в Форин-офис от помощника премьер-министра, разрешение на вывоз животных из приюта Пена Фартинга в Афганистане Борис Джонсон все-таки дал. А это уже вполне документальное подтверждение введения Парламента в заблуждение, что является серьезным поводом требовать отставки премьера.
Кресло под Борисом Джонсоном основательно раскачивает и заявление главы Скотланд-Ярда Крессиды Дик о том, что теперь и полиция подключилась к расследованию нескольких случаев потенциального нарушения локдауна на Даунинг-стрит. Не исключено, что решение о начале следствия было принято после того, как Сью Грей передала в полицию предварительные выводы своего расследования.
Все это может кардинально изменить политический пейзаж в стране.
О серьезности намерений Скотланд-Ярда говорит уже то, что расследованием займется старейший Отряд специальных расследований — главное подразделение, которое традиционно занимается случаями политической коррупции. Один из обозревателей BBC указывает, что последние 20 лет отряд в основном занимался “расследованием политически деликатных дел, касавшихся высокопоставленных политиков и персон”, особенно тех, кто пользовался своим политическим положением для достижения личной выгоды.
Подразделение начинало свой славный путь с расследования обвинений в мошенничестве, коррупции и взятках в общественном секторе. Теперь в его обязанности входят нарушения, связанные с работой правительства и парламента, в том числе обвинения против официальных лиц в нарушениях криминального характера при исполнении своих обязанностей. На счету специального отряда 170 расследований обвинений во взяточничестве, лжесвидетельствовании, воровстве, неприглядном поведении при исполнении должностных обязанностей, неуважении к правосудию, подтасовках на выборах, шантаже, харассменте и даже в преступлениях, связанных с наркотиками.
Последствия нынешнего расследования — если подтвердятся обвинения по восьми известным на сегодня эпизодам нарушения правил локдауна на Даунинг-стрит — будут для премьер-министра и его администрации очень серьезными. Начать со штрафов: в период с 27 марта 2020-го по 17 октября 2021 года суды оштрафовали за нарушения антикоронавирусных правил больше 100 тыс. человек (это не считая тех, кого полиция остановила за неношение масок в общественных местах); максимальная сумма штрафа составила ₤10 000.
Но штрафы — это, конечно, самое безболезненное из того, что грозит премьеру. Результаты расследования Сью Грей и Скотланд-Ярда в придачу могут окончательно развеять сомнения заднескамеечников-тори и подтолкнуть их к тому, чтобы отправить в политический “Комитет 1922” письмо с требованием инициировать вотум недоверия лидеру партии.
Как известно, для голосования по вотуму недоверия требуется, чтобы комитет получил 54 обращения от депутатов-тори. Если такое голосование состоится и 180 или более членов Парламента от консервативной партии в процессе тайного голосования выступят против Бориса Джонсона, он будет вынужден уйти в отставку.
После блистательной победы на парламентских выборах 2019 года и на волне триумфа на референдуме по Брекзиту тори потирали руки, поздравляя себя с правильным выбором преемника Терезы Мэй на посту лидера партии. Борис Джонсон раз за разом доказывал, что умеет побеждать. Несмотря на “легковесность”, “поверхность” и даже “клоунский имидж” Джонсона, о которых говорили многие политологи и бывшие его коллеги-журналисты, он внушал оптимизм и уверенность в будущем. Рейтинг одобрения тори после выборов достиг 52%, а личный рейтинг избранного премьер-министра, по данным Института изучения общественного мнения, составлял почти 50%.
Сегодня, спустя два года после блистательной победы, Борису Джонсону верят лишь 12%, а больше половины опрошенных не одобряют его в качестве премьер-министра. Консервативная партия отстает сейчас от лейбористов почти на 14 пунктов (данные на середину января 2022 года). То есть, случись выборы завтра, лейбористы с легкостью разгромили бы тори.
Да, всеобщие выборы еще не скоро. Однако после последних скандалов и расследований на выборах местных, которые состоятся уже в мае, избиратели могут недвусмысленно дать понять консерваторам, что отказываются их поддерживать. Британские избиратели обычно очень чутко реагирую на обман и двойные стандарты со стороны политиков, и выборы — идеальная возможность об этом заявить.
Опасаясь именно такого развития событий, тори решатся на срочную замену лидера партии без особых сантиментов, если только почувствуют, что Борис Джонсон перестает быть выигрышным билетом и становится обузой. В этом случае это будет уже второй после Терезы Мэй лидер партии, которому тори откажут в доверии. С тем большей осторожностью им придется выбирать преемника Борису Джонсону на посту лидера партии, который автоматически заменит его и в качестве премьер-министра до следующих парламентских выборов.
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…
Sally Rooney, Intermezzo Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…
Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…
Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…
Когда: 28 ноября, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…