«Неделя в политике — большой срок», — сказал как-то Гарольд Уилсон, один из предшественников нынешнего премьера, возглавлявший британское правительство в середине 1960-х годов. Для политической жизни Бориса Джонсона огромным сроком оказались всего три дня.
В субботу, 9 апреля, он предпринял отважное путешествие в Киев, совершил триумфальную прогулку по Крещатику с украинским президентом Владимиром Зеленским и вообще был восторженно встречен в Украине, где в знак благодарности за моральную, военную и материальную поддержку его фамилию стали писать на украинский манер — Джонсонюк. Но уже в понедельник, 11 апреля, родной Скотленд-Ярд вернул премьера на землю, вручив ему, его жене Кэри и министру финансов Риши Сунаку извещения о необходимости уплатить штраф за нарушение правил локдауна в июне 2020 года.
День, в который не только эти трое, но и другие члены кабинета, нарушили запрет на встречи в компаниях больше трех человек, пришелся на 56-летие Бориса Джонсона. Та вечеринка, как рассказывали некоторые участники, была организована спонтанно. В правительственный кабинет на Даунинг-стрит, 10, где шло рабочее совещание, супруга премьера всего лишь принесла тортик, чтобы как-то отметить дату. Но последствия этот «тортик» имел серьезные: извещения об уплате штрафа получили уже больше 50 высокопоставленных нарушителей закона о локдауне.
Уведомление о штрафе никаких юридических последствий для адресата не имеет. Если в течение 28 дней штраф будет оплачен, то дело в суд не попадет. Я, как и другие нарушители правил парковки или скоростного режима на дороге, такие извещения тоже получаю, вовремя их оплачиваю и благополучно забываю.
Борис Джонсон, Риши Сунак и Кэри Джонсон сообщили, что штраф оплатили (он, кстати, небольшой — сотня-другая фунтов). Но забыть об этом эпизоде так же просто, как нам, обычным людям, им не дадут. Тем более что вполне возможно, что нарушение, в котором их обвиняют сейчас, не последнее: расследование Скотленд-Ярда продолжается, в разработке у полиции 12 вечеринок, участники которых могли нарушить закон о локдауне.
И вот тут на помощь Борису Джонсону приходит Украина.
Борис Джонсон любит быть первым.
Он оказался первым главой правительства, приехавшим в освобожденный Киев. И это был действительно сильный ход, его оценили не только в Украине, но и во всем свободном мире. Джонсон еще раз подтвердил, что является негласным лидером антипутинской коалиции западных стран. Это была красивая демонстрация поддержки президента Зеленского и Украины, борющейся за свою независимость и государственность.
После переговоров с Зеленским Джонсон сообщил, что Лондон предоставит Украине 120 бронемашин, новые противокорабельные ракетные системы, а также дополнительные кредитные гарантии по линии Всемирного банка на $500 млн. Все это — в дополнение к уже объявленной военной помощи на ₤350 млн и экономическо-гуманитарной — на ₤400 млн. Буквально на следующий день после визита Джонсона в Киев в прессе появилось видео, на котором украинский солдат сбивает российский дрон британской ручной многофункциональной ракетой с лазерным прицелом
Разумеется, поставки вооружений в Украину обсуждались и до визита Джонсона в Киев (они говорили с Зеленским по телефону чуть ли не каждый день), но премьер любит широкие жесты и красивые слова. Встретившись с Зеленским, он отметил, что «Украина вопреки всем ожиданиям отбросила российские войска от Киева и совершила величайший боевой подвиг XXI века» и что «благодаря уверенному лидерству президента Зеленского и непреодолимому героизму и храбрости украинского народа, чудовищные планы Путина сейчас срываются».
Именно международный политический контекст, на фоне которого разворачивается внутриполитический сюжет о штрафах, скорее всего, сейчас и поможет Джонсону избежать серьезных последствий нарушения закона. Менее удачливого премьера эти последствия могли бы уничтожить.
Борис Джонсон не только первым из глав государств посетил Киев в его минуты роковые. Он оказался и первым в истории британским премьером, нарушившим закон, находясь при исполнении обязанностей главы правительства. Да еще и врал парламентариям, заявляя до начала полицейского расследования, что ему ничего не известно о нарушающих правила локдауна вечеринках. А согласно Кодексу поведения министров, министр, который сознательно ввел Парламент в заблуждение, должен подать в отставку.
Оппозиция — лейбористы, либерал-демократы и шотландские националисты — немедленно потребовали, чтобы Борис Джонсон это и сделал. Он (а с ним и Риши Сунак) объявил, что в отставку подавать не собирается. Консерваторы сплотились вокруг своего лидера: депутаты-тори, которые могли бы в принципе объявить голосование по вотуму недоверия Джонсону, включая и его давних критиков, считают, что отставка премьер-министра, лидера антипутинской коалиции сейчас будет на руку Путину и в ущерб Украине.
Громче прежнего сейчас звучит лозунг «Коней на переправе не меняют» — нельзя, мол, объявлять выборы, когда в Европе бушует война. Однако противники этого аргумента напоминают, что в 1940-м, в начале Второй мировой войны, когда Великобритания уже вовсю воевала с гитлеровской Германией, Черчилль сменил Чемберлена на посту премьер-министра. А во время войны в Персидском заливе в ноябре 1990 года, после операции «Буря в пустыне» Джон Мэйджор сменил Маргарет Тэтчер на посту лидера консерваторов после ее отставки.
Судя по всему, отставка и перевыборы пока Борису Джонсону не грозят. Но Скотленд-Ярд продолжает работать, и кто знает, сколько еще уведомлений получит премьер и его кабинет.
А еще посмотрим, что скажут избиратели: в начале мая должны пройти местные выборы, от которых будет многое зависеть. Пока отставание консерваторов от лейбористов не сокращается, и последние события могут его только увеличить. Британцы с большой симпатией относятся к украинцам и к их борьбе за независимость, но домашняя повестка — недоверие к премьеру, рост цен на энергоносители и инфляция — могут перевесить.
Согласно опросу YouGov, 57% опрошенных считают, что и Борис Джонсон, и Риши Сунак должны подать в отставку. А 75% согласны, что Джонсон ввел-таки Парламент в заблуждение — другими словами, сознательно лгал, неоднократно говоря, будто не знал, что нарушает правила локдауна. Написанные, кстати, им же самим.
Фото на обложке: Abaca/Sipa USA / Legion-Media
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…