С 12 по 15 мая в Лондоне проходит ярмарка Photo London 2022 – крупнейший смотр лучших галерей и фотохудожников со всего мира. Клуб «Зима» уже побывал на ее вип-превью. Рассказываем о стендах и работах, которые нам запомнились больше всего.
Photo London – это практически Frieze, но только про фотографию – одновременно и выставка, и ярмарка, и образовательная площадка, где можно послушать лекции от именитых мастеров, пообщаться с молодыми фотохудожниками и рассмотреть винтажную технику. Она занимает практически все неоклассическое здание Сомерсет-хауса: оба крыла, восточное и западное, основной южный корпус, примыкающие к набережной залы и подземные пространства, а также большой временный павильон, который расположен в центре внутреннего двора.
В этом году в ярмарке участвуют 106 галерей из 18 стран мира: от новаторских мексиканских и африканских до классических европейских и американских. Рядом с ультрамодными NFT-проектами, здесь можно встретить причудливую абстракцию, винтажные снимки графини Кастильоне от лондонской галереи Джеймса Хаймана, которые датируются 1850-ми годами, и фотографии Бриджит Бардо, сделанные легендарным Терри О’Ниллом во время съемок французского комедийного вестерна «Нефтедобытчицы».
Русскоязычных галерей на выставке всего две. Первая – лондонская Shtager Gallery – занимает стенд G16 в центральном крытом павильоне и представляет сразу пять фотохудожников, раскрывающих разные грани утопии. Среди них, Данила Ткаченко – обладатель престижного приза World Press Photo – с сериями «Утопленники» (2021) (фотографии утонувших культовых объектов архитектуры советского модернизма) и «Родина» (2017). Последняя подверглась бурному общественному обсуждению еще в 2017 году (на Ткаченко даже хотели завести уголовное дело). Чтобы создать ее, фотограф путешествовал по России в поисках заброшенных, полностью вымерших деревень, которые поджигал для создания эффектных кадров.
С фотографиями Ткаченко соседствую работы русско-украинского художника Aljoscha, сделанные в Украине совсем недавно – в марте-апреле этого года. О том, как были сняты кадры, художник рассказал членам клуба: «Мы проехали через всю страну и установили футуристические инсталляции в тринадцати детских домах. В столовых, в гостинных. Детей там, правда, уже не было. Их практически всех вывезли из зоны боевых действий. А учителя и персонал остались. Их можно увидеть на этих фотографиях».
Украинскую тему на стенде Shtager Gallery продолжает российская мультимедийная художница Вита Буйвид с ее работой «Комфортная еда», на которой изображены вареники с вишней, прибитые к стене гвоздями.
Неудивительно, что война стала одним из лейтмотивом выставки в этом году: сразу несколько галерей на Photo London собирают средства для художников и их семей, а также украинских учреждений, борющихся за спасение страны и ее культуры. Например, Sprüth Magers (Лондон) и David Zwirner (Нью-Йорк, Париж, Лондон и Гонконг) выставляют репродукции фотографий Филиппа-Лорки ди Корсиа, сделанных им в Одессе в конце 90-х годов. Средства, вырученные от продажи снимков, организаторы акции планируют направить в благотворительные организации для помощи беженцам. Ilex Gallery, варшавская галерея в западном крыле, выставляет работы выдающихся современных украинских фотографов вместе с легендарными художниками, а парижская Alexandra de Viveiros привезла в Лондон сразу семь мастеров Харьковской школы.
Alexandra de Viveiros – вторая русскоговорящая галерея на Photo London – занимает стенд Е2. Она представляет абсолютно уникальное явление в истории советского искусства – Харьковскую школу фотографии, основанную в 70-ые годы прошлого столетия. Имена ее членов — Бориса Михайлова, Евгения Павлова — известны на весь мир, их работы есть в коллекциях крупнейших художественных музеев, в том числе, в Центре Жоржа Помпиду, где этим летом пройдет большая выставка, посвященная украинской фотографии.
Художники Харьковской школы всегда обращались с фотографией нетрадиционным образом, развивая личную эстетику, бросая вызов социальным табу и привычным нормам. Их эксперименты шли вразрез с кодами социального реализма, были провокационными, казались обществу скандальными, порой даже недопустимыми из-за большого количества обнаженных натур на снимках.
На Photo London галерея Александры Вивейрос выставляет работы, которые были вывезены из Украины прямо во время войны. Это снимки Виктора и Сергея Кочетовых, Владислава Краснощока, Сергея Лебединского, а также две основные серии Евгения Павлова: «Архив», основанный на документальных снимках, сделанных в течение 20 лет, и «Монтажи», где художник экспериментирует с фотоколлажами, а героями кадров становятся его собственная жена и ребенок. Кроме того, на стенде можно увидеть эротические сцены Романа Пятковки, созданные в интерьерах коммунальных квартир, и работы Сергея Солонского, переосмысляющие предназначение его собственного тела.
Кстати, Борис Михайлов, основатель Харьковской школы, остается единственным русскоязычным фотографом, получившим престижный Deutsche Börse Photo Foundation Prize от лондонской The Photographers’ Gallery. В том же восточном крыле, на стенде E7, франкфуртская галерея Galerie Peter Sillem выставляет работы русского фотографа Анастасии Самойловой, которую тоже номинировали на этот приз. Кто в итоге станет его обладателем, выяснится 12 мая.
Из других обязательных остановок на ярмарке – персональная выставка Ника Найта, британского фэшн-фотографа, ставшего в этом году Master of Photography, раздел Discovery с подборкой молодых галерей со всего мира, а также секция Publishers, где собраны лучшие книги для тех, кто увлекается фотографией.
В общем, Photo London – это настоящий праздник искусства. Если вы любите фотографию, то одного дня на выставке вам точно будет мало. Если не любите, то обязательно измените свое мнение, посетив её.
Фото: Тома Евсюкова