Люди

«Философский пароход»: как художница Катя Гранова помогает коллегам из России и Украины получить визу Global Talent

16.05.2022Юлия Карпова

В первые дни войны художница Катя Гранова создала чат «Философский пароход» в Telegram и начала делиться со своими друзьями и коллегами проверенными на собственном опыте советами по получению британской визы Global Talent. За пару месяцев количество участников ее группы выросло до полутора тысяч, а в команде у Кати появились несколько волонтеров, которые теперь ежедневно помогают молодым профессионалам собирать и оформлять документы.

«До войны ко мне периодически обращались люди — друзья друзей, знакомые. Просили, чтобы я их бесплатно проконсультировала и объяснила, как получить британскую визу Global Talent (историю Кати можно прочитать здесь), — рассказывает художница. — В какой-то момент меня это утомило. Поэтому в середине февраля я даже написала пост в социальных сетях, в котором сообщила, что консультировать бесплатно по визе я больше не смогу».

24 февраля, когда в Украине началась война, Катя находилась в Москве в арт-резиденции от «Винзавода». В тот же день она пошла на протесты, а 28 февраля — улетела из России. «Билеты у меня были куплены заранее — мы планировали в Армении встретиться с родителями и покататься на лыжах. В итоге, все четыре дня я думала о том, стоит ли мне возвращаться протестовать в Москву или ехать сразу в безопасный Лондон, где я живу последние четыре года. Родители, конечно, говорили: «Езжай в Лондон!», — но оставляли выбор за мной».

В Армении Катя уже начала помогать российским и украинским художникам бесплатными консультациями по британской визе «таланта» и создала для этого Telegram-чат под названием «Философский пароход», а потом всё-таки вернулась в Лондон.

Что: виза Global Talent (виза глобального таланта).

Для кого: для талантливых и многообещающих профессионалов, желающих работать в Великобритании по найму или в качестве частного предпринимателя.

В каких областях: наука, технологии, искусство, танцы, литература, музыка, театр или изобразительное искусство, архитектура, fashion-дизайн, кино и телевидение, включая анимацию, постпродакшн и визуальные эффекты. 

Сначала в чате была всего пара десятков человек. Затем количество участников начало стремительно расти. «Но все делалось вручную, поэтому ответы на вопросы каждому отдельному человеку занимали у нас очень много времени», — делится Катя.

В первую очередь, новоприбывших интересовало, где взять направление (endorsement) от английского endorsing body — отдельной организации, которая рассматривает заявление перед тем, как оно попадет в визовый центр. В случае с художниками — это Arts Council (своего рода «минкультуры»), с направлением от которого виза практически гарантирована. На этом этапе нужно доказать ему, что вы действительно занимаетесь искусством, что про вас пишут и приглашают в проекты, особенно в международные. Сделать это можно, предоставив три рекомендательных письма (Letters of Support), одно из которых должно быть от культурной организации/институции в UK, второе — от международной организации, а третье — от организации или частного лица, признанного в вашей сфере. Кроме того, к заявлению нужно приложить supporting evidence, состоящее из десяти документов: публикаций (обзоры критиков, статьи в профессиональных журналах), международных призов и проектов за последние пять лет (выставки, фестивали).

Фото: Тома Евсюкова

О том, как получить endorsement letter и собрать остальной пакет документов на визу в чате «Философский пароход» теперь рассказывает не сама Катя и ее коллеги, а робот, который отправляет каждому участнику при вступлении что-то вроде welcome pack — набора полезных ссылок, документов и видео. В них подробно и с примерами объясняется, где искать рекомендации, как получить публикации и что требуется, чтобы заполнить анкету.

«Моя функция в этом процессе — находить рекомендации от английских институций, – объясняет Катя. – Я буквально вытрясаю их из своих знакомых галеристов и критиков. А еще я проверяю финальные документы перед отправкой и мониторю чат. Со всеми этими вопросами мне также помогают коллеги – Алиса, Маша, Маруся и Вера. Благодаря им у меня появилось хоть немного времени, потому что еще месяц назад работы было так много, что я целыми днями сидела дома, забывала обедать и ужинать. Было сложно, но та система, которую мы разработали, начала приносить пользу — мы получили уже 26 «эндорсментов». Стало проще, да и поток людей немного снизился, что позволило мне поехать волонтёром на украинско-польскую границу».

Самой большой проблемой, по словам Кати, остаются деньги. «Как и на любой другой визе, здесь нужно оплатить медицинский сбор. Плата за год составляет 620 фунтов. Это значит, что если человек приезжает на 5 лет, у него есть муж и ребенок, то ему сразу же нужно выложить довольно приличную сумму. Конечно, никакого фонда для финансирования подобных расходов у нас пока нет».

Вторая проблема – увеличенный срок ожидания визы. Сейчас британские центры объясняют это тем, что, в первую очередь, они сосредоточены на оформлении документов для украинских беженцев. «В мирное время вторая стадия получения визы при наличии endorsement letter была чистой формальностью и занимала недели полторы. Но сейчас сроки изменились. Те, кто подали документы на визу еще в начале марта, до сих пор ждут ответ», – объясняет Катя.

«Главное, с чем практически все приходят ко мне, это опасение, что они недостаточно хороши для визы Global Talent, – добавляет художница. – Но на самом деле виза «таланта» не имеет прямого отношения к вашему таланту.  Я уверена, что все можно сделать. Даже талант из сапога, если хорошо постараться!»

Присоединиться к группе «Философский пароход» можно по этой ссылке.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: