В двух шагах от Пикадилли, на тихой Сент-Джеймс-стрит, спрятан небольшой антикварный салон Wartski, хорошо известный каждому коллекционеру ювелирного искусства. С 20-ых годов прошлого века он специализируется на продаже уникальных изделий дома Карла Фаберже, в том числе, сокровищ, принадлежавших семье последнего русского царя Николая II.
Тяжелая дверь из дуба на Сент-Джеймс-стрит и скромная вывеска темно-зеленого цвета с названием антикварного салона — «Wartski» — практически не привлекают внимание прохожих. Мало кто из них знает, что за этой дверью спрятаны витрины, полные «музейных» экспонатов — изделий ювелирного дома Фаберже.
У входа нас (группу членов клуба «Зима») встречает управляющий салоном — британец Киран Маккарти. Он как никто другой разбирается в наследии Карла Фаберже — о легендарном ювелире Киран даже написал книгу, которая, кстати, легла в основу выставки Fabergé in London: Romance to Revolution в музее Виктории и Альберта, прогремевшей на весь Лондон в 2021 году. Кроме того, в V&A были выставлены украшения, которые сегодня можно увидеть (и даже подержать в руках) в салоне Wartski. Среди них — фамильная брошь Романовых с аквамарином и бриллиантами, подаренная императором Николаем II (тогда еще цесаревичем) своей возлюбленной, двенадцатилетней принцессе Александре в знак любви и верности.
Киран тут же рассказывает, что сначала Аликс от дорогого подарка отказалась, но потом берегла его всю жизнь. «Именно эту брошь в знак вечной любви императрица надела в последний день своей жизни, когда царскую семью вели на расстрел», – объясняет управляющий антикварным домом. Примечательно, что сокровище могло бы навеки «уйти в небытие», если бы не череда случайностей. Спустя 11 дней судебный следователь, руководивший расследованием убийства императорской семьи, нашел драгоценность среди личных вещей Романовых на месте трагедии. Установить, что это за ювелирное изделие, помогла еще одна случайность.
«До нас дошла тетрадь революционера Юровского, который руководил расстрелом Николая II и его семьи», – объясняет Киран. – «Он же делал опись всех вещей императорского дома. Как человек, Юровский был настолько скрупулезен, что подробно рассказал «родословную» броши в своих записях, приложив к ним собственный рисунок украшения. Позднее, именно эта тетрадь помогла раскрыть тайну владельцев украшения и тем самым сохранить семейную реликвию Романовых».
Украшения, декоративные фигурки животных, портсигары, рамки для фотографий и даже миниатюрные театральные бинокли – в стенах Wartski сохранились самые разные работы знаменитого ювелирного дома. Ещё одна из таких драгоценностей – брошь с бриллиантами и топазом весом в 134 карата (почти 27 граммов) руки финского мастера фирмы Фаберже Августа Хольмстрема. Сделанное ювелиром в Санкт-Петербурге в последние годы XIX столетия для одной из частных коллекций, изделие восхищает не только утонченным узором из бриллиантов в греческом стиле, опоясывающим топаз в центре, но и самим цветом минерала.
«Топазы светло-голубого оттенка встречаются в природе крайне редко, – объясняет Киран. – Как правило, такой почти прозрачный камень может обладать эффектом иризации – переливаться и мерцать при свете и определенном ракурсе. Обычно такое «холодное сияние» имеют только сибирские топазы, за что их часто называют «уральскими алмазами».
Еще один бесценный «лот» от того же мастера – аметистовая брошь Хольмстрема в обрамлении бриллиантов. Пройти мимо экспоната нельзя не только из-за размера и красоты нежно-фиолетового камня, обрамленного в оправу из эмали, но и из-за возможности потрогать драгоценность, которую когда-то носили императоры и короли. Изначально принадлежавшая британской королевской семье — ей владела внучка Эдуарда VII – в начале XX века брошь была выкуплена вдовствующей императрицей Марией Федоровной – женой Александра III. Так творение Фаберже «вернулось» на родину ювелирного дома — в дореволюционную Россию.
По словам Кирана, возможно до сегодняшнего дня историкам так и не удалось бы узнать автора изделия, если бы не оставленная мастером «подсказка». В одном из своих альбомов, где Хольмстрем часто работал над эскизами украшений, остался подробный рисунок именно этой броши еще до того, как мастер приступил к выполнению заказа.
Изучая витрины Wartski, все больше удивляешься тому, насколько разными были работы дома Фаберже. Рядом с причудливой шкатулкой стоит ваза, явно сделанная на заказ, садовый нож для срезания листьев и стеблей и даже звонок с «куполом», под которым скрывается кнопка для вызова прислуги – везде функциональность и практичность переплетаются с красотой и эстетикой. Тут же — ещё один уникальный экспонат — колье русской императрицы Александры Федоровны, редчайший образец ювелирных изделий дома Фаберже, сохранившийся до наших дней. «Многие украшения, созданные Фаберже, не дожили до нас. Их распродавали по частям, на камни, восстановить такие вещи практически невозможно», — добавляет Киран.
Неудивительно, что стоимость колье совсем не скромная: антиквары оценивают его в один миллион фунтов. Много это или мало для украшения, в котором сохранилось более века русской истории, — вопрос точно риторический.