Изучая историю белой эмиграции, мы провели два дня в Ницце в компании коллекционера и писателя Ренэ Герра. Еще ребенком он попал в русскую эмигрантскую среду во Франции. Анненков, Зайцев, Шаршун, Одоевцева, Чехонин — лишь некоторые из его друзей. Теперь Ренэ известен во всем мире как владелец крупнейшей коллекции русского искусства и переписки выдающихся художников, литераторов, деятелей культуры русской эмиграции.
Ренэ — знаток и хранитель этих сокровищ — специально для клуба «Зима» открыл свой дом в Ницце. «В этом доме все русское, кроме хозяина. Но хозяин считает себя более русским, чем многие русские», — говорит он про себя. Само здание дома, в котором живет Ренэ, заслуживает отдельного внимания: изначально участок купил французский дипломат; он же построил удивительной красоты здание.
Ренэ признался, что когда покупал дом, то еще не знал обо всех секретах, которые он таил. Внутри него, например, находится самый старый в городе лифт — он сделан из перегородок старинных гаремов, которые привез бывший владелец дома — он часто бывал на Востоке. А снаружи, практически под крышей, дом украшают уникальные росписи (они сохранились всего на трех дома в Ницце). Наконец, когда-то здесь останавливался генерал Шарль де Голль — еще до того, как стал президентом.
Ренэ сделал свой дом местом притяжения русскоязычной интеллигенции со всего мира. Теперь в его стенах встречаются художники и писатели, хранятся книги с автографами великих авторов, редкие картины, в том числе работы Зинаиды Серебряковой, Михаила Андреенко-Нечитайло, Дмитрия Бушена, Марка Шагала, Петра Нилуса, портреты Ренэ, написанные Оскаром Рабиным и Натальей Нестеровой, и другие артефакты. Тут же, на полках, стоят десятки книг об истории русской культуры, написанные самим хозяином.
В день нашей первой встречи в Ницце мы долго говорили о необыкновенной судьбе Ренэ — француза, который в совершенстве выучил русский язык и оказался в самом эпицентре диаспоры, о многих наших соотечественниках, которые были вынуждены покинуть свой дом после революции и обрели его здесь — на Лазурном берегу во Франции. А во второй — прошли по самым главным местам белой эмиграции. Если вы захотите повторить нашу прогулку, то вот главные точки:
- русское кладбище «Кокад», открытое Александром II в 1867 году, на котором похоронено более 3000 эмигрантов. В их числе — Екатерина Юрьевская, супруга самого императора, а также князья Романовы, Волконский, Голицыны, Оболенские.
- Николаевский собор в Ницце, построенный в начале XX века, и часовня в парке Бермон, на месте которой находилась одноименная вилла, где скончался юный наследник российского престола — цесаревич Николай, сын императора Александра II.
- Церковь Святых Николая и Александры (или русская церковь на улице Лоншам) — первый православный храм в городе и во всей западной Европе, построенный в далеком 1860-м году. Церковь стала центром объединения после создания библиотеки на первом этаже русским поэтом и писателем князем Вяземским.
- Отель «Оазис» (русский пансионат), где останавливались во время своих путешествий в Ниццу Тютчев, Чехов, Салтыков-Щедрин, художники Якоби и Браз. Тут же, кстати, есть прекрасный ресторан, где можно вкусно пообедать.
- Французское кладбище Cimetière du Château над старым городом, где похоронен Александр Герцен.
А еще в Ницце есть дом, в котором Николай Гоголь писал свои «Мертвые души». Десятки особняков, в которых жили русские эмигранты. И, конечно, роскошный отель Le Negresco, королевский зал которого украшен уникальной люстрой Баккара из 16800 хрустальных кристаллов — это одна из двух люстр, изготовленных специально для Николая II, но так и не доставленная по назначению из-за революции.
Ницца — прекрасный город, а в компании Ренэ она наполнилась живыми историями — иногда веселыми, иногда грустными и, порой, очень тяжелыми. Услышать их и взглянуть на Лазурный берег по-новому именно сейчас, когда десятки тысяч талантливых людей снова покидают свой дом, в надежде обрести новый, оказалось важно как никогда.