#cancelrussianculture: новая выставка Владимира Сорокина в Берлине по мотивам романа «Голубое сало»

По словам Владимира Сорокина, идея проекта, главными героями которого стали классики русской литературы, возникла у него во время обсуждения романа «Голубое сало» с фотографом, коллекционером и по совместительству другом Леонидом Огаревым. В нем все писатели и поэты создают свои произведения от руки; в ходе творческого процесса под их кожей вырабатывается уникальный продукт, на который не распространяется второе начало термодинамики – то самое сало.

«Жаль, что нельзя увидеть их оригиналы», – произнес Леонид. – Через несколько дней эта фраза всплыла в моей памяти, и я спросил себя: «Why not?» Все-таки, в прошлом я был художником-графиком. Так родился этот проект», – рассказывает Владимир Сорокин про предстоящую выставку.

Сорокин написал от руки тексты Толстого, Достоевского, Чехова, Набокова, Ахматовой и Пастернака аутентичными почерками (всего их, кстати, получилось 35 листов – по 5 на каждого автора). Затем, прозу и поэзию он перенес на большие листы и отпечатал их в одной из мастерских по шелкографии в Берлине. После этого, писатель добавил на них собственные рисунки пером и карандашом, кляксы, а также сальные, шоколадные и джемовые пятна, которые соответствовали психосоматическому состоянию авторов.

Как признается сам Сорокин, на этом можно было бы остановиться и презентовать выставку в ГЭС-2, где это изначально планировалось сделать, если бы война с Украиной не поменяла планы. Тогда писателю предложил «выставляться» Марат Гельман в своей берлинской галерее. Кроме того, Гельман рекомендовал Сорокину пойти на смелый эксперимент и добавить современности в «классическое» искусство – сделать параллельно серию работ по мотивам романа при помощи ИИ (AI).

В результате на «доработку» экспозиции ушло три месяца. Результат оправдал ожидания: литературных деятелей фактически удалось воскресить. «Мои герои ожили и зажили своей жизнью. Теперь они смотрят на нас с этих картин и нам уже некуда деться от этих взглядов… они уже и вовсе не мои! Они – наши», – признается Сорокин.

Марат Гельман называет «Голубое сало» провидческим романом. «Тексты написанные от их [писателей] имени – это такое публичное раздевание, полная десакрализация имён, которые еще вчера произносили не иначе как с придыханием. Превращение «наследия великих» в набор приемов, легко воспроизводимых клише – более сильного #cancelrussianculture представить себе сложно».

Свой новый проект Владимир Сорокин представит 12 октября в Guelman und Unbekannt Gallery в Берлине.

Дарья Кизенкова

Новые статьи

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по историческим домам Англии

Дома с историей Замок Хивер (Hever Castle), Кент Где: Hever Rd, Hever, Edenbridge TN8 7NGЗапланировать свой визит можно…

1 день ago

Альфа и омега медицинского туризма: как Alfamedstar помогает своим клиентам

В 48 лет Эмилии поставили диагноз «снижения овариального резерва», но из-за ее возраста им отказались…

1 день ago

Лондонский кинофестиваль BFI 2024: программа

Не будучи событием, предназначенным только для критиков и VIP-персон, LFF остается самым доступным из всех крупных…

2 дня ago

Театральный гид по Лондону: сентябрь 2024

The Last Word Когда: с 5 до 21 сентябряГде: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, NW1…

3 дня ago

Что посмотреть и куда сходить в Сент-Олбансе: гид по городу

Захваченный римлянами в 43 году, Сент-Олбанс по сей день хранит римский дух. В этом необычном…

4 дня ago

Художник месяца журнала «Зима». Победитель августа — 742

Августовский победитель 742 — русский художник, который не называет своего имени. Он родился на Урале,…

5 дней ago