#cancelrussianculture: новая выставка Владимира Сорокина в Берлине по мотивам романа «Голубое сало»

По словам Владимира Сорокина, идея проекта, главными героями которого стали классики русской литературы, возникла у него во время обсуждения романа «Голубое сало» с фотографом, коллекционером и по совместительству другом Леонидом Огаревым. В нем все писатели и поэты создают свои произведения от руки; в ходе творческого процесса под их кожей вырабатывается уникальный продукт, на который не распространяется второе начало термодинамики – то самое сало.

«Жаль, что нельзя увидеть их оригиналы», – произнес Леонид. – Через несколько дней эта фраза всплыла в моей памяти, и я спросил себя: «Why not?» Все-таки, в прошлом я был художником-графиком. Так родился этот проект», – рассказывает Владимир Сорокин про предстоящую выставку.

Сорокин написал от руки тексты Толстого, Достоевского, Чехова, Набокова, Ахматовой и Пастернака аутентичными почерками (всего их, кстати, получилось 35 листов – по 5 на каждого автора). Затем, прозу и поэзию он перенес на большие листы и отпечатал их в одной из мастерских по шелкографии в Берлине. После этого, писатель добавил на них собственные рисунки пером и карандашом, кляксы, а также сальные, шоколадные и джемовые пятна, которые соответствовали психосоматическому состоянию авторов.

Как признается сам Сорокин, на этом можно было бы остановиться и презентовать выставку в ГЭС-2, где это изначально планировалось сделать, если бы война с Украиной не поменяла планы. Тогда писателю предложил «выставляться» Марат Гельман в своей берлинской галерее. Кроме того, Гельман рекомендовал Сорокину пойти на смелый эксперимент и добавить современности в «классическое» искусство – сделать параллельно серию работ по мотивам романа при помощи ИИ (AI).

В результате на «доработку» экспозиции ушло три месяца. Результат оправдал ожидания: литературных деятелей фактически удалось воскресить. «Мои герои ожили и зажили своей жизнью. Теперь они смотрят на нас с этих картин и нам уже некуда деться от этих взглядов… они уже и вовсе не мои! Они – наши», – признается Сорокин.

Марат Гельман называет «Голубое сало» провидческим романом. «Тексты написанные от их [писателей] имени – это такое публичное раздевание, полная десакрализация имён, которые еще вчера произносили не иначе как с придыханием. Превращение «наследия великих» в набор приемов, легко воспроизводимых клише – более сильного #cancelrussianculture представить себе сложно».

Свой новый проект Владимир Сорокин представит 12 октября в Guelman und Unbekannt Gallery в Берлине.

Дарья Кизенкова

Новые статьи

«Анжелюс и Бельевой император». История эксцентричного французского миллионера Альфреда Шошара

Неизвестно, что больше прославило Альфреда Шошара (1821–1909) — возвращенный во Францию "Анжелюс", вырванный из рук…

18 часов ago

«Без Театра нельзя». О новом спектакле «Seagull. True Story» Александра Молочникова

Сейчас, когда я пытаюсь пересказать сюжет, невольно ловлю себя на том, что получатся туповатый синопсис.…

4 дня ago

Новый выпуск «Аэростата» БГ — о силе слов

В новом выпуске Борис Гребенщиков размышляет о том, как слова способны выражать самые глубокие и…

4 дня ago

Странники в Сохо. Как прошла презентация книги Сергея Николаевича

Для презентации автор выбрал тех, кого хорошо знал лично. И начал рассказ символично — с…

4 дня ago

4 осенних коктейля от шеф-бармена ZIMA Restaurant

Grandma’s Apple Pie: «Бабушкин яблочный пирог» Ингредиенты: Настойка на яблоке и корице – 50 мл…

5 дней ago

Роберт Редфорд. Мистер совершенство

Мистер благородство. Золотистая масть. Застенчивая улыбка. Star quality. Это чувствовалось с первого его появления на…

6 дней ago