Осознавать, почему мы делаем определенный жизненный выбор или придерживаемся тех или иных приоритетов — это уже своего рода искусство.
Тема связи бессознательных мотиваций и желаний человека с искусством не нова. Психоанализ предлагает множество различных техник и методик для изучения глубин человеческого сознания и подсознания с помощью тонкого понимания творческого процесса и его смыслов.
В статье «Творческие писатели и мечты» 1908 года Фрейд пишет, что творчество художника является продуктом его фантазии и имеет корни в бессознательном. А произведения искусства не просто визуальное выражение, но «портал», наполненный символами, эмоциями и скрытыми повествованиями.
И психоанализ, и искусство работают через образы – специалисты интерпретируют значения и подтексты человеческих решений, действий и выборов с помощью наблюдения за фантазиями, образами (например, приходящими во снах) или символами, которые клиенты используют для описания своих жизненных ситуаций.
Психоанализ использует инструмент свободных ассоциаций, где клиента просят проговаривать предельно откровенно и в той последовательности, в которой он захочет, всё, что приходит ему голову и особенно то, что возникает в области чувств и эмоций – даже если это кажется тривиальным, не относящимся к делу, бестактным, смущающим или унизительным – словами воспроизводить картину своего внутреннего мира.
Свободное ассоциирование позволяет аналитику определить существенно важные мотивации клиента, а также установить причинно-следственные связи между его сознательной и бессознательной картиной мира, что, в конечном счете, является прямым путем к разрешению внутренних конфликтов человека.
Каждый человек и каждая психика – это уникальное сплетение нейронных связей, субъективных и объективных приобретенных убеждений и защитных механизмов, которые и составляют полотно нашего внутреннего мира. И основная цель работы клиента и психоаналитика – это деликатно прийти к пониманию того, что нет правильных и неправильных особенностей, но есть целостность восприятия себя и своей презентации миру.
Почему же нам приносит удовольствие созерцать искусство? Ответ, казалось бы, очевиден – мы можем наслаждаться мастерством исполнения, формами, симметрией, цветом, а также соотношением всего этого в купе.
Но смотря на произведение искусства, мы также получаем возможность «прочувствовать», испытать некий набор эмоций, возможно, свой собственный, а возможно, тот, который заложил автор. Именно поэтому существует феномен великого искусства, которое обычно производит самые сильные впечатления – как правило, это происходит тогда, когда автор не пытается попасть в ожидания зрителя, а творит из собственных побуждений.
Творчество и процесс создания чего-либо – это способ проживания чего-то в глубине себя, потребность отразить свою личность во внешнем мире. Творчество можно рассматривать как способ получения целостности самоощущения и самовыражения. Каждый художник воссоздает собственный внутренний мир, даже если ставит перед собой задачу достоверно воспроизвести «реальность».
В своей статье «Моисей Микеланджело» 1914 года Фрейд говорит, что целью художника является пробуждение в нас той же ментальной констелляции, которую у него самого (художника) вызывает реальность.
Я считаю, что прикоснуться к своим сложным эмоциям можно, находясь в музее, где искусство как раз служит инструментом. Мы интуитивно реконструируем психическое и эмоциональное состояние автора или проживаем собственные чувственные «конструкции» путем эмпатии и резонансной идентификации.
Я отношусь к психоанализу как к искусству – он также полон техник, моделей и интерпретаций. Нет похожих психик, как и одинаковых подходов в работе с ними, а внутренний мир человека, пожалуй, можно назвать произведением искусства, и я стараюсь быть бережным и проницательным проводником и гидом «по галерее души» для каждого из своих клиентов.
Сайт: nataliasergevna.com
Telegram-канал: «Искусство познавать себя»
Instagram: @natalia.s.psy
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…