Андрей, сегодня мы хотели бы поговорить о вашем опыте работы в известных EdTech компаниях и об интересных трендах в индустрии онлайн образования. Расскажите, как начался ваш путь в IT? Как давно у вас появились интересы в этой сфере?
Конечно, образование и работа в сфере IT являются очевидной перспективой для молодых людей сегодня. В связи с широким и стремительным распространением искусственного интеллекта — это глобальный тренд развития цивилизации. Но в детстве меня интересовали разные вещи. Например, я попробовал себя в изменении монотонной городской среды покрытием серых плоскостей ярким граффити, играл в спектакле одного актера новичка, пришедшего в агрессивный класс. Я учился в главных математических школах Москвы и у меня неплохо получалось, но было непонятно, а что с этим делать дальше.
Мне было всегда интересно, как работают компьютеры, но настоящую вовлеченность я почувствовал, когда оказался на «Архипелаге 2035». Это событие проходило в 2020 году на дальневосточном острове Русский, его лидером был Дмитрий Песков из АСИ – апостол Национальной технологической инициативы. Именно там я впервые осознал, что программирование – это не просто инструмент, а способ влиять на реальный мир. Наша команда получила импульс для своего проекта от знаменитого нейрохирурга. Это был анализ тремора рук для диагностики болезни Паркинсона. Мы разработали устройство, которое фиксировало движения рук, а затем анализировало эти данные с помощью машинного обучения. Это был интересный вызов: с одной стороны, необходимо было разобраться в физиологии, с другой – применить математические методы для обработки сигналов.
Вы не пошли традиционным путем в университет. Почему вы сделали такой выбор?
Следующим шагом после математической школы было для меня поступление в Лицей информационных технологий. Оттуда прямой путь – в университет. Но уже 11 лет обучения в школе мне все время казались страшно затянутыми, и перспектива потратить еще 4–5 лет на университет представлялась непозволительной роскошью в трате времени. Я это видел на примере своих братьев и сестер и хотел сразу работать над реальными проектами, а не ждать несколько лет, чтобы применить знания на практике

В то время Герман Греф привез в Москву «Школу 21». Вот это, действительно, совсем не школа. Там молодые люди не тратят времени на «академические дисциплины». В этой школе, как в ее парижском прототипе «Школа 42» нет преподавателей, лекций или экзаменов. Вместо этого студенты учатся на цифровой платформе, решая сложные задачи, по ходу дела учась этому, получая знания и навыки из разных источников самостоятельно, помогая при этом друг другу. Это – отличная среда для тех, кто хочет быстро погрузиться в программирование и научиться работать в команде.
После этого я поступил в IT-hub. Там все же были дисциплины, занятия, преподаватели, как в школе и университете. Но при этом колледж, видимо, лучший в сфере IT в городе, в стране и один из лучших в мире, ориентирован на реальные проекты, в которые студенты вовлекаются с 1 курса, работая вместе с профессионалами в одной команде, реализуя коммерческие проекты по заказам разных организаций. Пример проекта, который наша команда реализовала на первом курсе в IT-hub, – нейросеть для определения возраста по фотографиям. Мы обучали модель на большом количестве снимков, и она с достаточно высокой точностью могла определять возраст человека. Мы представляли себе множество применений – от целевого маркетинга до систем безопасности.
Над какими промышленными проектами вы работали? Можете рассказать о самых значимых?
Мои родители занимались образовательным технологиями, я видел, насколько непростым делом было хотя бы разрешить детям в школе использовать калькулятор на уроках математики или текстовый редактор на уроках литературы. Но польза этого мне представлялась очевидной.
Я начал свою карьеру в GlobalLab. Это международный образовательный проект, в котором дети из разных стран ведут совместные исследования. GlobalLab – один из крупнейших проектов объединивших детей-исследователей по всему миру, более 600 школ из более чем 30 стран пользуются продуктом для проведения проектных и исследовательских работ. Эффективность среды была признана как в России, так и за рубежом. Про нее можно прочитать в таких изданиях, как Science, Fortune, Wired и Electronic Learning. Мы занимались созданием системы, которая позволяла детям вести научные эксперименты и анализировать большие объемы данных, которые собирали участники проектов в разных странах мира и хранили в облаке. Это было увлекательно, потому что использовались реальные данные, а не просто задачки из учебника. Впервые я на практике познакомился с работой с нейросетью, когда курировал разработку одного из модулей ИИ-системы.

Параллельно с работой в GlobalLab я начал заниматься другим значимым проектом – помогал локализовать британский продукт MathWizz для российского рынка. Позже, я участвовал во внедрении технологий машинного обучения для оценки прогресса ученика и подбора следующего задания, сотрудничая с компанией Wizz Education.
Познакомившись с этим продуктом, я понял, что и задачки по арифметике для начальной школы в цифровой интерактивной среде могут стать намного более интересными, чем в учебнике, а освоение арифметики – продуктивным и увлекательным делом, особенно если система реагирует на твои действия, понимает, что вызывает затруднения, дает объяснения, помогает разобраться. Ричард Марретт – основатель компании Wizz Education вместе с мощной командой программистов создал среду, в которой ученику начальной школы предлагаются ровно те задачки, которые ему нужны, которые он с некоторым усилием, но может решить сам, а средства искусственного интеллекта используются для анализа достижений ученика, его ошибок и проектирования для него оптимальной образовательной траектории. Я участвовал в локализации – перестройке продукта для российской школы. Это оказалось удачной затеей, в какой-то период большинство московских начальных школ использовало МатРешку – русский вариант продукта.
У вас уже есть серьезный опыт участия в разработке образовательных продуктов. Вы работали в крупных IT-компаниях GlobalLab и GlobiSens. Кроме того, вы можете наблюдать «с близкого расстояния» и работу своих родителей и их коллег в разных странах. Какие современные тенденции в EdTech вы считаете наиболее важными?
На мой взгляд, одна из ключевых тенденций – персонализированное обучение с помощью искусственного интеллекта. Сегодня ИИ может анализировать успехи учеников и адаптировать программу под их нужды. Это особенно важно в массовых государственных школах, где один учитель не может уделить достаточно внимания каждому ученику, учитывать все его особенности и ограничения, подстраиваться под его стиль и способы обучения, темп освоения материала.
Большие перспективы есть у платформ low-code/no-code. Они позволяют людям, далеким от программирования, создавать свои приложения и автоматизировать задачи. Это снижает барьер входа в технологическую сферу. Но и для каждого, кто попробовал, это делает IT-сферу не чем-то загадочным, чуждым, опасным и враждебным, а более понятным: «Я сам делал что-то подобное и понимаю, как это устроено». Мне кажется, что преодоление таких психологических барьеров со стороны человека и разработка «доверенного», «объяснимого» ИИ являются важнейшими жизненными трендами.
Продолжением этой тенденции является интеграция программирования с физическими устройствами. Например, платформа Arduino позволяет легко запрограммировать реальные объекты – роботов, датчики, «умные устройства». Такие проекты делают программирование более наглядным и интересным. Если и здесь пойти с конца ИИ, то это – снабжение ИИ органами чувств, формирующими его образы реального мира и представление о нем. И благодаря этому мир становится общим – для человека и ИИ.
Вы работали с различными компаниями и образовательными проектами. Какой опыт был для вас наиболее ценным?
Пожалуй, самое серьезное – это моя текущая работа с Exploris – образовательной платформой компании GlobiSens, в которой дети могут программировать с помощью визуальных блоков, а также исследовать состояние окружающей среды с помощью встроенных в цифровую лабораторию датчиков.
Компания GlobiSens – лидер на рынке школьного цифрового лабораторного оборудования (дата логеров), их продукт предыдущего поколения LabDisk (более 1 млн пользователей, 10 международных призов) завоевал симпатии старшеклассников по всему миру, позволив им ставить эксперименты, работать с полученными данными, проверять гипотезы, делать выводы.
Здесь моя задача заключается в создании среды, где ученики начальных классов могли бы легко составлять алгоритмы и запускать их на физических устройствах. Работа в такой среде, уже в начальной школе помогает привлекать молодежь в IT. Вызовом для меня был учет пользовательского опыта при создании образовательных платформ. Важно не только сделать функциональный продукт, но и добиться, чтобы он был интуитивно понятен детям.
На данный момент главной инновацией компании является Xploris – новое поколение лабораторий, обладающее не только сенсорами, но и улучшенным процессором, микрофоном, экраном, возможностью управлять дополнительными устройствами, новым функционалом программного обеспечения XploriLab. В январе 2025 года продукт был удостоен награды зрительских симпатий на международной образовательной выставке BETT UK.
В каком направлении вы планируете развиваться? Какие проекты вас интересуют?
Мне интересно развивать AI в образовании, делать технологии более доступными и полезными для учителей и учеников. Вижу огромный потенциал в интеграции машинного обучения с образовательными процессами, создании адаптивных платформ, которые подстраиваются под уровень знаний учащегося и ставят перед ним задачи в зоне его ближайшего развития, то есть так, чтобы ученик с определенными усилиями, но мог бы решить поставленную задачу и в процессе ее решения сделал следующий шаг в познании нового. Это и есть настоящее обучение.
Также меня привлекают проекты, связанные с анализом данных и предсказательной аналитикой. Мир становится все более цифровым, и умение правильно интерпретировать данные становится важнейшим навыком.
В будущем я хотел бы работать над международными проектами, где можно соединять технологии и образование, создавая решения, которые влияют на глобальный рынок.
Заключение
Путь Андрея в IT показывает, что успех возможен не только через классическое университетское образование. Сегодня, в цифровом мире, когда знание находится на расстоянии вытянутой руки, а технологии развиваются стремительно, главное – быть готовым к вызовам, уметь учиться и работать с реальными задачами, оставаться гибким и открытым к новым возможностям, уметь учиться автономно.