В Лондоне обсудили, был ли секс в СССР. Мнения разошлись

Григорий Асмолов 22 февраля 2016

«Мы опасались, что придет мало народу, и я решил, что начну встречу с шутки о том, что говорить о сексе надо с интимной аудиторией», — начал, оглядывая забитый битком зал, разговор о сексе в СССР директор проекта DashArts Тим Сапл, — «Шутка явно не пригодилась», -заключил Сапл. Действительно, мероприятие на одной из главных культурных площадок лондонского Ист Энда, центра Rich Mix, обернулось полным аншлагом. Тема «был ли секс в СССР» явно волновала многих спустя 25 лет после распада союзного государства. Перед тем как перейти к обсуждению этой животрепещущей темы, Сапл порадовал аудиторию новостью о том, что скоро проект Dash Arts получит новый дом и откроет театр в лондонском районе Вулич.

Первая часть мероприятия стала своего рода экскурсом в историю секса в СССР через призму кинематографа. Создатели проекта «Обскура» начали историю секса в СССР со времен НЭПа, когда идеи свободной любви еще витали в воздухе нового коммунистического государства. Иллюстрацией подобной свободы послужил фильм «Третья Мещанская» (или «Любовь втроем») Абрама Рома. В эпоху сталинских репрессий свободную любовь заменила любовь на службе труда и борьба за идеалы пятилетки.

В фильме «Трактористы» герой добивается руки девушки только после того, как доказывает свою способность собирать урожай не хуже, чем его будущая жена.

При Хрущеве сексуальность вписывается в контекст Холодной войны и воспринимается как пагубное влияние Запада. В этой атмосфере появляется фильм «Бриллиантовая рука» с первой почти откровенной эротической сценой. Дальше киноэкскурс сделал прыжок, и мы сразу оказались во времена перестройки. На экране замелькали кадры картин «Интердевочка» и «Маленькая Вера». В последней впервые на экранах была показана сцена секса, которая, по словам спикеров, сыграла большую роль в сексуальном образовании зрителей того времени. Наконец, завершился показ двумя менее известными произведениями. Первым были показаны отрывки из латвийского эротического фильм ужасов про девушек с пауками, где в 91 году впервые появился лесбийский секс. И, наконец, точка была поставлена показом клипа «Фаина» группы На-на, который поверг аудиторию в состояние полного шока. Правда, спикеры забыли упомянуть, что речь идет о запрещенной версии, которая никогда не появлялась на экранах, а только спустя много лет была выложена в интернет.

После такого вступления, аудитория явно была готова к дискуссии. С одной стороны — интриги как-то сразу не получилось. «Давайте признаемся сразу, что секс в СССР был, иначе бы многих из вас здесь просто не было бы», — заключил Тим Сапл. Однако, собравшихся интересовал вопрос, каков был секс в тоталитарном государстве. Ведущий обратился с этим вопросом к театральному режиссеру Ирине Браун: «Возможно, вы единственная из собравшихся здесь, кто занимался сексом в СССР?». Подобная постановка вопроса, как показалось, немного смутила Ирину, что не помешало ей все же ответить: «Вокруг нас было много лжи. Мы жили, как в прогнившем Датском королевстве. Но это был внешний круг. А во внутреннем, личном круге правды были хорошие друзья и хороший секс. У нас не было имущества, но у нас была очень богатая жизнь».

Ольга Андреевских и Ирина Браун

Ольга Андреевских и Ирина Браун

Проблема, по словам участников дискуссии, была не в том, что не с кем спать, а что нечего было есть и негде сексом заниматься.

Впрочем, общими усилиями собравшиеся вспомнили, где можно было заниматься сексом: в лесу («особенно, если мягкий снег», — как заметил кто-то из зала), в квартире друзей, в бане, в деревне или на даче. Особенно много воспоминаний и улыбок вызвал у собравшихся вариант «в палатках в горах».

По словам Браун, чтобы понять роль секса в СССР, нужно понять общий социально-исторический контекст: «После войны и лагерей мы жили в стране, где на каждого мужчину было по 20-30 женщин. А как известно, секса больше всего бывает на свадьбах и похоронах. Секса было много, потому что было много смерти вокруг. Секс – это как инстинкт выживания». Одно из самых ярких детских воспоминаний Ирины – это две загоравшие обнаженные женщины где-то в деревне, которые говорили о мужчинах, в то время как все мужчины,которых они знали, умерли.

Inese Strupule

Inese Strupule

К воспоминаниям о сексе в СССР подключилась аудитория. Одна из пришедших в Rich Mix рассказала о том, что жила в СССР будучи студенткой по обмену. По ее словам, иностранцы, по сути, становились объектом сексуальной агрессии, в особенности со стороны советских девушек. Ее знакомый студент, с которым она приехала из Англии, был тут же взят под контроль советской девушкой, которая поселилась с ними в квартире. Дальше речь зашла о «деревянных презервативах» и абортах на дому. Другой бывший студент рассказал, что имел несчастье приехать в СССР еще не потеряв невинность, после чего его чуть ли не заставили переспать с местной девушкой:

Она стояла передо мной и улыбалась молча, а мои друзья говорили – ну почему бы тебе с ней не переспать.

Впрочем, по словам британца, ему удалось убежать, а на вопрос сколько ему тогда было лет он отвечать оказался.

Казалось, что СССР начал вырисовываться не как страна запретов и ханжества, а как своего рода сексуальный рай, полный коммунистической романтики. Впрочем, участники дискуссии отметили и роль социального давления, согласно которому жениться девушкам надо было в 18, а в 21 она уже считалась пожилой. По словам Померанцева, именно поэтому после распада СССР на первый план в сексуальной сфере вышли деньги: «Россия немного напоминала Лос Анджелес, где секс — это форма финансовой транзакции. Все журналистские колонки про отношения были колонками про деньги и советами как найти богатых мужей. В частности, особенно популярным был подход, что чтобы соблазнить мужчину, надо стать тем, что он хочет».

Петр Померанцев (слева)

Петр Померанцев и Сюзан Ларсен

В этом контексте американские сериалы типа «Секс в большом городе» были абсолютно чужды российской аудитории: «Почему эти старые женщины говорят о сексе». Впрочем, по словам Померанцева, позже в России стал возникать «рынок независимых женщин в возрастной группе 30+», что привело к изменению структуры целевых аудиторий и росту популярности американского сериала.

Два других спикера затронули проблему сексуальных меньшинств и феминизма в современной России. По словам исследователя Ольги Андреевских, если девяностые годы были временем относительной свободы, сейчас в России имеет место политизация ЛГБТ как части развития антизападного вектора, то есть, по сути, сексуальность вновь становится частью Холодной войны. Сюзан Ларсен, преподаватель истории и русской литературы в Кембридже, также отметила, что секс в современной российской культуре это не удовольствие, а прежде всего коммерция, предполагающая покупку и продажу, в то время как сексуальные эксперименты, связанные с удовольствием, воспринимаются как сексуальная дисфункция.

Ольга Андреевских

Ольга Андреевских

Казалось бы, вопрос «Был ли секс в СССР?» имеет достаточно простой ответ. Однако, встреча в лондонском Rich Mix показала, что мнения разошлись. В то время как часть аудитории предалась романтическим воспоминаниям, позиционируя СССР как утопию свободной любви и коммунистический Вудсток, другие отнеслись к этому с подозрением: «Все, что они тут говорили, не имело никакого отношения к моим родителям», — говорила с ноткой возмущения одна из зрительниц после окончания дебатов.

Они жили скромно, для них секс всегда был запретной темой, и не стоит преувеличивать роль секса в СССР.

Впрочем, все разногласия растворились в звуках советской дискотеки. Один вопрос только в этот вечер точно остался не раскрытым. Участникам дискуссии, не без помощи аудитории, удалось нарисовать разные версии того, что происходило в сексуальной сфере в СССР, но вот есть ли секс в современной России, осталось для собравшихся абсолютной загадкой. Возможно, этому вопросу стоит посвятить будущие мероприятия.

Текст и фото: Григорий Асмолов