Вряд ли мне приходилось видеть вживую что-то более кровавое и беспощадное к зрителю, чем “Тит Андроник” — постановку во вполне благопристойном, казалось бы, театре Globe. Пиетет к Шекспиру, упоминания во всех учебниках английского, туристическое must see… Вряд ли ты ожидаешь, что на спектакле такого театра публика начнет повально грохаться в обморок. И тем не менее это происходило. Я насчитала минимум шестерых зрителей, которых приводили в чувства прямо на полу либо выносили из зала на носилках.
Спектакль, на котором мне удалось побывать, изначально был не совсем обычным. Его показывали ночью — раз в год театр Globe практикует подобное. Начало — в полночь. Текст — шекспировский. Естественно, на английском. Уловить мгновенно сюжет не так уж легко, особенно если пьесу ты не читал (а “Тит Андроник” далеко не самое известное произведение Шекспира). Если честно, первые полчаса я щипала себя за коленку и старательно боролась со сном.
На сцене тем временем хоронили сыновей главного римского военачальника, а новый римский император объявлял о свадьбе с Таморой, королевой готов. Римский генерал убил ее старшего сына, и она вынашивала план мести. Скандалы, интриги, расследования — только на древнеримском уровне и с неимоверной легкостью по части всаживания ножей в противников.
А потом началось! Лавинию, дочь генерала Тита, изнасиловали сыновья Таморы. Процесс нам, слава богу, в деталях не показывали, но результатом можно было насладиться сполна. Девушке отрубили руки и вырезали язык, и она ползала по сцене, тряся обрубками и истекая бутафорской кровью. Потом пыталась встать, ее шатало и знобило, из горла тоже текла кровь, и в этот момент сознание зрителей начало улетучиваться. Сначала падали со всех сторон стоячего партера, а позже и в сидячем амфитеатре.
Уже по возвращении домой я прочитала несколько рецензий на “Тит Андроник” в английских СМИ. Про собственно сюжет и средства выразительности там говорят не очень много, зато про обмороки пишут все! 5-6 за вечер — это, в общем, ок. Кровавая пьеса. Жестокий Шекспир.
Если до выхода Лавинии приходилось думать о том, как бы не заснуть в театре, то после я начала бояться, что в принципе не смогу больше спать, во всяком случае, без ночных кошмаров. Накал страстей все рос и рос. Насильников подвесили ногами вверх и перерезали им глотки (все это тоже было в крайней степени реалистично!). А головы запекли в пирог и накормили этим пирогом Тамору. Потом все друг друга поубивали, и наступил хэппи энд.
Зрительские овации в конце спектакля были невероятными. Актеров долго не хотели отпускать, несмотря на пол-четвертого ночи. Из театра выходили слегка трясясь, но все — с ошеломленными улыбками. Потому, что развлечение удалось! Ведь Шекспир — это только в скучных учебниках “наше все”, а по сути — идеальный способ занять досуг. И весь этот кровавый парад абсурда с пирогами из человечины — не более чем гротеск и желание понравиться простому, не избалованному высокой культурой зрителю, жившему во времена Шекспира.
Тарантино для эпохи Возрождения. Только круче.