Если в России красной чертой, отделяющей школьное детство от юности, можно назвать майский “последний звонок”, то в Англии, Северной Ирландии и Уэльсе — получение результатов A-level.
Их сегодня как раз объявили в по всей стране. Показатели немного хуже, чем в прошлом году, но и свободных мест в университеты на 30000 больше, чем обычно. Это тот редкий год, когда берут даже с оценками чуть ниже,чем ожидалось. Так что у многих вчерашних школьников сегодня настоящий праздник! Правда, бурных гуляний не видно. Правильные английские подростки, получившие высокие баллы, уже уехали куда-нибудь волонтерить. Или заслуженно греться на испанских песках.
Британское образование устроено не совсем так, как наше. Без A-levels вы в вузы не попадете. Система такая. До 16 лет школьник учится по основной программе (GCSE), потом продолжает IB или A-level (Advanced Level), то есть профильные предметы. Это двухгодичная программа, во время которой изучаются от трех до шести выбранных во вкусу предметов. После окончания первого этапа школьники получают степень As-level, а после второго (когда все предметы изучены и экзамены сданы) — A-level. В конце каждого года сдаются экзамены, а знания оцениваются по шкале от A (аналог нашей “пятерки”) до E (“кол”). В особо исключительных случаях дается A* — наши «5+».
Если вы хотите поступить в вуз, то предъявлять эти буквы надо обязательно, и чем буквы лучше, тем на более престижный университет вы можете в итоге рассчитывать. Конечный результат курса зависит от оценок, которые студент получал в течение всего года, а также от результатов экзаменов по каждому выбранному предмету. Требования для поступления в университеты Англии после окончания программы могут быть представлены, например, так: AAB, BCC или CCC.
Русских школьников к A-level, понятно, не готовят, поэтому нашим ребятам, собравшимся в Британию, приходится либо непосредственно здесь, либо не выезжая из России (так тоже можно!), заниматься по отдельным предметам в обучающих международных центрах и с репетиторами.
Но это еще полбеды. Самое сложное эти — предметы выбрать. Именно от этого выбора (который приходится делать в 16 лет) зависит, во многом, твоя будущая карьера и жизнь.
Элеонора Суховий, глава международного образовательного агентства Carfax Educational Consultants, говорит, что важнейшая часть их работы — понять, что же ученик хочет изучать, ведь в 15-16 лет это не всегда очевидно. “Мы предлагаем тесты, выявляем интересы, склонности и т.д. Дальше важно понять, как выбранный предмет изучают в разных университетах, и какой подход будет интересней с точки зрения преподавания”.
Количество предметов, которые можно выбирать для A-level, идет на десятки, и среди них есть, например, танцы, драма, анимация, история религий, политика, и т.д. Однако топ-пять выбираемых дисциплин выглядит довольно традиционно: английский, математика, биология, психология и история.
В общем-то, математику с биологией преподают и в российских школах. Вопрос — хватает ли этих знаний, чтобы сдать британский минимум?
Анна Гришина, преподаватель математики, готивившая российских школьников как к выпускным российским экзаменам, так и к A-level, объясняет: “Математика, которая преподается в русских школах — уже и глубже. Английская — шире, но менее глубокая. У нас в старшей школе есть алгебра и геометрия, а A-level по математике включает в себя Pure mathematics (это как наша алгебра), статистику и механику. Дается, скорее, общее представление — вот, мол, ребята, что представляет собой математика, если вам нравится, идите в вузы и изучайте дальше. Нашим школьникам довольно легко дается Pure mathematics, а те, кто хорошо слушал уроки физики, неплохо справляются с механикой. Статистика идет уже хуже. Дело в том, что у английских школьников статистика потихоньку начинает даваться с самого маленького возраста, и к моменту выпуска они соображают в ней примерно на уровне первого курса мехмата”.
Еще одно отличие, кстати. На экзаменах по A-level разрешают пользоваться записанными формулами — знать наизусть их не обязательно, главное, уметь применять.
Немного другая ситуация обстоит с гуманитарными предметами.
Андрей, уехавший из России в 6-ом классе, собирался поступать на биомед и Material science, но вместо требуемых AAB или BBB получил CCC. “Плохие оценки, — признается он, — мне достались из-за нехватки усидчивости и терпения. Очень много в гуманитарных предметах, так же, как в химии и биологии, зависит не от понимания предмета в целом, а именно от готовности к конретному экзамену. Допустим, в школе объясняют программу по биологии. И даже в целом все её понимают. Но отвечая на вопрос в бумаге экзамена, надо использовать определенные слова, которые экзаменатор будет искать в ответе. Если вы объяснили теорию в своих словах и нужных слов не назвали, вы вполне можете заработать за ответ ноль баллов. Особенно от этого страдают иностранцы. Но учителя знают об этой проблеме и обучают детей использовать определенные слова в определенных вопросах — иногда почти игнорируя саму теорию, которая стоит за ними”.
Но если вы экзамены завалили — это еще не повод отчаиваться! В отличие от российских ЕГЭ, A-levels, оказывается, можно и пересдать.
Руперт Алесбери, директор колледжа Carfax в Оксфорде, вспоминает случай, когда абитуриент из России пересдал нужные для A-level экзамены и поступил в Кембридж (а здесь, надо сказать, самые высокие требования к оценкам – лучше, чтобы все были A*). Для этого он, правда, целый год готовился по интенсивной программе, где с ним частным образом занимались преподаватели. Чтобы быстрее подготовиться к экзаменам, лучше, конечно, оказаться в языковой среде, но, технически, уезжать из России не обязательно. Carfax, а также несколько других международных обучающих центров, готовят абитуриентов в том числе и в Москве.
Сам процесс сдачи экзаменов напоминает российский. В большой аудитории (чаще всего — спортзале) ставят столы и рассаживают школьников по одному. Приходит комиссия — люди, никак не связанные с этой конкретной школой и учениками, а также пара человек, которые специально следят, чтобы никто не списывал. Заставляют сдавать все телефоны. Проверяют, не написано ли что на руках. Вопросы едины для всех, кто сдает A-levels, и они на 80% повторяют вопросы тестов прошлых годов, так что подготовиться к ним можно заранее. Назвать их слишком трудными нельзя, но разных ошибок можно набрать очень легко.
Анна Гришина рассказывает, что процесс сдачи контролируется очень строго. Так, школьникам из Москвы, сдававшим английские A-levels, из-за разницы с британским временем пришлось лишние три часа просидеть в помещении, где проходил экзамен, без телефонов и других средств связи — чтобы не дай бог, они не могли сообщить британским ребятам о том, какие вопросы были у них на экзамене. Потом еще — два месяца ожидания результатов. Но если в итоге приходят заветные A и B, то это все того стоит!
Продолжение следует. Подписывайтесь в фб, чтобы не пропустить!
«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…