В известном анекдоте английского садовника спрашивают как, мол, так, получается, что в Англии все ходят по траве, устраивают на ней пикники, играют в футбол, а трава от этого только лучше растёт. Садовник отвечает: «Да все просто, надо газон косить и поливать… лет этак триста».
Садоводству как увлечению (так же, как английскому пабу) «покорны» все слои британского общества — от разнорабочих до королевской семьи. Телепередачи на эту тему собирают у малых экранов рекордное число зрителей. Книги о садах неизменно фигурируют в списках бестселлеров. Одна из самых популярных воскресных радиопередач Би-Би-Си – Gardeners Question Time. В ней коллегия экспертов часами обсуждает вопросы слушателей, подробно объясняя, как готовить компост, подрезать розы, бороться с тлёй – и это часто в самый разгар зимы, когда природа спит!
Чешский писатель Карел Чапек в 1924-ом году писал: «Самое прекрасное в Англии – это, пожалуй, деревья… Такие могучие, красивые, ветвистые, почтенные, огромные деревья, растущие на приволье… Я думаю, что они поддерживают аристократические инстинкты, историческую преемственность, консервативность, протекционизм, гольф, палату лордов и прочие своеобразные древности». Хорошо известно, что важнейший символ Англии – дуб, дерево, которое может расти лет 900. Сохранились некоторые дубы, описанные в легендах и исторических документах, как например тот, что в имении Хэтфилд-Хаус под Лондоном. Под этим дубом принцессе Елизавете было объявлено в 1559-ом году, что она стала королевой Елизаветой I.
Так называемый «английский сад» появился на свет лишь в середине XVIII века. До этого средневековые монахи разводили в монастырских садах овощи, фрукты и ароматические травы. В районе Ковент-Гардена (искаженное Convent Garden – «монастырский сад») располагались сады и огороды Вестминстерского аббатства. Позднее английская знать стала подражать итальянцам и французам, были переведены на английский работы ведущих европейских садово-парковых архитекторов. В конце 16-ого века в Англию приехал знаменитый француз-классицист Андре Лё Нотр, создатель парков при Версале и Фонтенбло. Он разбил Сент-Джеймский, Гринвический и Кенсингтонский парки при королевских дворцах в Лондоне и его окрестностях.
Революцию XVIII века в английском садоводстве произвела горстка энтузиастов и архитекторов-романтиков, таких как Чарльз Бриджман, лорд Бурлингтон и Уильям Кент. Это те времена, когда профессия садовника становится престижной и хорошо оплачиваемой. Довершил всё создатель сегодняшней концепции английского ландшафтного сада Ланселот Браун по прозвищу Capability («да, могу» — так он отвечал на все запросы клиентов). Он убрал из сада клумбы и статуи, заменил фонтаны водопадами и водоёмами неправильной формы, стал использовать естественный рельеф местности вместо того чтобы разравнивать её, устранил аллеи, расставил деревья на произвольные расстояния. И «застелил» всё пространство сада газонами. С тех самых пор английский сад – это, по существу, участок пасторальной сельской местности, примыкающий к усадьбе или брошенный, как лондонский Гайд-парк, в середину большого города. Ланселот «Капабилити» Браун создал около 200 садов и парков, многие из которых сохранились почти без изменений и по сей день.
Развитию английской садово-парковой традиции способствовал мягкий умеренный климат. В дождливой и сырой Англии может быть плохо людям, но очень хорошо растениям. В Лондоне и его окрестностях снег выпадает раз в несколько лет, средняя зимняя температура +7, трава не вымерзает, а растёт круглый год, так что её и зимой приходится стричь. Многие субтропические и даже некоторые тропические растения растут на юге Англии в открытом грунте. Пальмами в Лондоне никого не удивишь.
Кроме больших городских парков и садов при усадьбах, есть свой частный садик почти у каждого жителя Англии. Средний англичанин жизнь без сада и палисадника при доме представить себе не может. Поэтому-то, скажем, в Лондоне почти нет многоэтажных жилых домов и в центре города практически никто не живёт, Лондон состоит из бесконечных пригородов. Каждая семья создаёт садик «под себя». Это может быть просто лужайка, окружённая клумбами и кустами роз с обязательным местом для жаровни, чтобы приглашать летом гостей «на шашлыки». Это может быть фруктовый сад, а может — и сад без открытого грунта, вместо газона – плитка и гравий, а все растения в вазонах. Бывают частные сады и совсем эксцентричные – такие надо ехать смотреть на Chelsey Flower Show (самое престижное садовое шоу мира) на третей неделе мая или на Hampton Court Flower Show (самое большое садовое шоу мира) во вторую неделю июля.
В пасхальные выходные в апреле, особенно если не льёт дождь, всё население страны выходит на садовые работы. Об этом можно судить по толчее в садово-огородных центрах, которых в Англии не меньше, чем продуктовых супермаркетов, а размеры зачастую даже больше. Люди покупают садовый инвентарь, удобрения, саженцы, садовую мебель, готовятся проводить лето в саду.
Имеет английская страсть к садоводству и практические приложения. “Dig for victory!” («Копай для победы!») — таков был призыв британского правительства во главе с Уинстоном Черчиллем к населению страны в период Второй Мировой войны. Британцев (в первую очередь горожан) поощряли самостоятельно выращивать овощи и фрукты в дополнение к скудным пайкам военного времени. Тогда-то в лондонских пригородах и появились большие садово-огородные участки, где любой окрестный житель мог за небольшую арендную плату получить надел размером примерно в одну сотую гектара. Многие из этих полей-участков сохранились до наших дней, они принадлежат районной администрации и не подлежат продаже застройщикам. Арендная плата за надел составляет примерно 70 фунтов в год. Самое удивительное то, что участки эти находятся не за пределами города, а в его черте – а ведь стоимость земли в Лондоне одна из самых высоких в мире! Получил надел – делай с ним что хочешь. Выращивай овощи или полевые цветы, чёрную смородину и малину, а если у тебя нет сада при доме – посади газон и розы, и приходи с семьёй в выходные, чтобы вести садовую жизнь. Можно даже разводить пчёл и кур.
Известно английское высказывание: «Мы англичане, нам секс не нужен». Многие циники считают, что садоводство – это сублимация сексуальной жизни нации, прямо по Фрейду. А другая старинная английская мудрость гласит: «Если хочешь быть счастливым неделю – женись, месяц – зарежь свинью, хочешь быть счастливым всю жизнь – посади сад».
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…